Сообщение о финансовом обмане
Мы знаем, что предполагаемый тесть пообещал жениху (в случае заключения сватовства) определенную финансовую поддержку, но слово свое держать не собирается. В таком случае мы обязаны сообщить об этом жениху. Но прежде чем беседовать с ним, необходимо посмотреть, соблюдаются ли следующие условия:
а) надо быть уверенным, что будущей тесть не собирается выполнять обещание, данное жениху; например, известно, что он нечестный человек, или финансово несостоятелен, или мы из его уст лично слышали, как он сказал, что обещания выполнять не собирается;
(Если мы просто знаем, что тесть человек небогатый, мы не имеем права из одного этого факта заключать, будто он не сдержит своего обещания.)
б) мы должны быть уверены, что жених, узнав о намерении тестя обмануть его, не согласится на помолвку;
(Если мы уверены, что он женится, несмотря на нашу информацию, нам запрещено говорить об этом. Однако если наш рассказ поможет жениху выработать честный план, при помощи которого он получит обещанные ему деньги, можно предупредить его.)
в) если нам известно, что и жених в свою очередь собирается обмануть тестя, у нас нет права сообщать жениху об обмане другой стороны.
Сообщить об обмане после завершения сватовства
Сватовство завершено, но мы знаем, что будущий тесть собирается обмануть зятя. В таком случае мы можем сообщить будущему зятю об этом, если уверены, что он проконсультируется со знатоком законов Торы прежде, чем начнет действовать. При этом должны быть соблюдены все условия, перечисленные выше.
Кроме того, мы должны быть уверены в том, что будущий зять, в свою очередь, не обманывает другую сторону.
Если жених узнал, что его обманывают, ему разрешено спрашивать совета у других, как избежать обмана, но он не может только на основании слухов расторгнуть помолвку.
Если же у нас есть причины предполагать, что жених расторгнет договор, не посоветовавшись с компетентными в области закона людьми, мы не имеем права сообщать ему эту информацию.
Сообщение о болезни жениха или невесты после того, как сватовство состоялось
Если сватовство уже состоялось, мы, тем не менее, имеем право сообщить жениху или невесте, что предполагаемый супруг болен болезнью с внешне незаметными симптомами, - при соблюдении выше приведенных условий.
Но если наше знание о том, что один из партнеров болен, опирается на слухи, то у нас есть право сообщать другой стороне об этом только в том случае, когда мы уверены, что человек, на основании нашего сообщения, не расторгнет помолвки, пока не проконсультируется со сведущими раввинами. Также необходимо соблюдение всех перечисленных выше условий.
Сообщение о вероотступнике, когда сватовство уже состоялось
Сообщение о том, что один из партнеров сватовства - отступник еврейской веры, является выполнением важной заповеди даже после того, как сватовство состоялось. Еретические взгляды - достаточная причина для того, чтобы расторгнуть помолвку.
Но если наша информация основана на слухах, мы обязаны предупредить об этом другую сторону, добавив, что мы лично никаких еретических высказываний или действий со стороны предполагаемого партнера не слышали и не видели, а поэтому вопрос требует серьезной проверки.
Спросите у сведущего человека
Ряд вопросов, связанных со сватовством, Хафец-Хаим не обсуждает. Поэтому, прежде чем сообщать некую щекотливую информацию, связанную со сватовством, необходимо посоветоваться со сведущим человеком.
Сообщить неприятные подробности свату
Сват организовал встречу двух людей с целью сватовства. Ни один из этих двух людей не имеет права без необходимости рассказывать свату ничего дурного о своем партнере. Если один из них не заинтересован в продолжении знакомства с целью женитьбы, следует обойтись высказыванием типа: "Не думаю, что мы подходим друг другу". Но если один из партнеров все-таки проговаривается, что ему не нравится та или другая черта противоположной стороны, сват-посредник не имеет права пересказывать это второй стороне, поскольку при этом он будет виновен в нарушении запрета на рехилут. К сожалению, подобные формы сплетен и злословия очень распространены, что часто приводит к длительной вражде.
ЧАСТЬ 4