Управления учета государственных финансов
(Казначейства Франции)
1. Контроль поступлений.
Казначейство Франции осуществляет сбор прямых налогов (подоходного налога (самые большие сборы по отношению к другим налогам, которые администрирует Казначейство Франции), штрафов, др.) включая получение неуплаченных налогов.
Также, Казначейство Франции собирает налоги в местные бюджеты (земельный налог, градостроительные налоги, «профессиональные» налоги и др.).
Налоги в госбюджет собирают и другие структурные подразделения Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.
Казначейство ведёт учет всех этих доходов. Только Казначейство имеет права проводить операции по единому счету.
2. Контроль и осуществление государственных расходов.
Через Казначейство Франции осуществляются расходы центрального правительства и местных органов власти.
В 2003 году расходы центрального правительства составили сумму около 347 млрд. Евро. Расходы местных органов власти за тот же период ~ 142 млрд. Евро (что на 5 % больше, чем в 2002 году).
Правительством Франции осуществляется политика стратегического развития системы исполнения государственных расходов по следующим основным направлениям:
- децентрализации власти,
- снижения времени проведения операций,
- сосредоточения внимания на выборочном контроле потенциально рискованных операций (например, определенных направлений расходов (государственные закупки, дотации, субвенции, др.), расходов на большие суммы). Сегодня практически не контролируются периодические и незначительные платежи (~ 100-200 Евро). В то же время, все платежи возможны только после поступления товаров.
Работа по исполнению бюджетов чётко регламентирована по срокам.
Весь цикл реализации расходных операций местных органов власти (от момента получения получателем средств счетов-фактуры до момента кассового расхода) – 11,5 рабочих дней.
Весь цикл реализации расходных операций центрального правительства – 8 рабочих дней. Существенное сокращение сроков связано с более высоким профессионализмом чиновников центрального правительства и более развитой инфраструктурой.
Исключение – государственные закупки. Для них Евросоюзом (ЕС) директивно установлен срок 45 рабочих дней. В то же время, на практике среднегодовой срок составляет 35 рабочих дней.
3. Подготовка бюджетной и отчетной информации.
Учет доходов и расходов центрального правительства ведется ~ 3500 отделениями Казначейства Франции. Вся информация ежедневно поступает в центральное учетное агентство (АССТ).
Существуют следующие периодические отчеты:
- ежегодный «публичный» отчет,
- ежедневный оперативный отчет, предоставляемый Министру экономики, финансов и промышленности Франции,
- квартальный отчет, предоставляемый руководству Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, а также Парламенту.
Всего бюджетных учреждений центрального правительства и местных органов власти Франции ~ 110 тысяч.
4. Консалтинг.
Сотрудники казначейства выступают финансовыми консультантами бюджетных учреждений и местных органов власти. Предоставляемые консультации касаются процедур исполнения бюджетов, налоговых ставок и т.д. В 2002 году предоставлено около 7000 официальных консультаций.
Учитывая, что во Франции 36 тысяч коммун, в которых существуют серьезные кадровые проблемы со специалистами в области финансов, эти консультации для этих субъектов бюджетных правоотношений очень важны.
Для выполнения этой работы активно используются информационные технологии. Есть два специализированных программных продукта, а также публичный сайт Казначейства Франции.
Качество этого консалтинга имеет для Казначейства Франции принципиальное значение, так как административную и уголовную ответственность за нарушения, возникающие в процессе исполнения бюджетов местных органов власти, несут сотрудники Казначейства Франции. Представители соответствующих администраций несут только политическую ответственность.
5. Управление сбережениями и общими средствами.
В Казначействе Франции обслуживаются следующие финансовые ресурсы:
- центрального правительства,
- местных органов власти,
- нотариусов,
- физических лиц, находящихся под опекой.