Состав государственных финансов

Следует вспомнить, что в экономике существует пять институциональных секторов: нефинансовых корпораций; финансовых корпораций; государственного управления; домашних хозяйств; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Тогда к финансовым отношениям можно отнести все денежные взаимосвязи между различными секторами. Это отношения между [17, С.143]:

- предприятиями нефинансового сектора в процессе приобретения товарно–материальных ценностей, реализации продукции, оказания услуг;

- предприятиями нефинансового сектора и их вышестоящими организациями при создании централизованных денежных фондов и их распределении;

- сектором государственного управления и предприятиями нефинансового сектора при уплате налогов в бюджет и государственном финансировании расходов;

- сектором государственного управления и домашними хозяйствами при внесении налогов и добровольных платежей, получением субсидий, дотаций и прочих трансфертов;

- предприятиями нефинансового сектора, домашними хозяйствами и обслуживающими их некоммерческими организациями и сектором государственного управления при внесении платежей и получении ресурсов;

- отдельными звеньями сектора государственного управления;

- бюджетами разных уровней (трансферты, дотации, субсидии, субвенции);

- звеньями бюджетной системы и кредитными организациями;

- кредитными организациями и центральным банком;

- финансовыми и нефинансовыми корпорациями при получении кредитов, внесении депозитов, страховании, эмиссии бумаг, выплате и получении дивидендов и процентов;

- финансовыми корпорациями (банками и специализированными финансово–кредитными учреждениями).

Движение денежных средств между институциональными секторами представлено на рис. 1.

Состав государственных финансов - student2.ru

Рис. 1. Циркуляция денежных средств в рамках финансовых отношений [5, С.154]

В укрупненном схематичном виде движение денежного капитала между экономическими субъектами и индивидуальными агентами, а также осуществление денежных платежей и расчетов между базовыми секторами экономики представлено на рис. 2.

Состав государственных финансов - student2.ru

Рис. 2. Финансы и субъекты финансовых отношений в национальной экономике [5, С.158]

Следует подчеркнуть особое значение финансов предприятий как объективного базиса всей системы финансов. Именно на предприятиях создается общественный продукт, далее перераспределяемый с помощью различных механизмов, в том числе и посредством финансов. Предприятия сферы материального производства являются генераторами финансовых ресурсов и их поставщиками в государственный сектор и в сектор домашних хозяйств. Государство строит свои отношения с остальными субъектами на императивной основе, требующей безусловного подчинения и исполнения, и в политическом смысле оно выполняет ведущую роль в национальной финансовой системе. Однако объективно системообразующим первичным базисом финансов являются финансы предприятий.

Расширяя представление о финансах, следует определить их как денежные отношения, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов, которые представляют собой денежные средства, формируемые в результате производственной деятельности, в процессе создания и распределения валового общественного продукта. Финансовые ресурсы – источник развития экономики и бизнеса, удовлетворения общегосударственных и социальных нужд, материального стимулирования.

Отличительными чертами финансовых ресурсов являются их денежный характер, нахождение в собственности экономических субъектов, а также использование для финансирования расширенного воспроизводства.

Главным источником финансовых ресурсов выступает валовой национальный продукт, однако они могут формироваться и на базе части национального богатства, а также внешних поступлений.

Внешнеэкономические источники имеют вид государственных займов, иностранных инвестиций, доходов резидентов от вложений за границей. В определенных условиях в финансовые ресурсы трансформируются и ранее накопленные средства (часть национального богатства): выручка от приватизации; реализация государственных запасов, золотых резервов страны; выручка от реализации конфискованного или бесхозного имущества; остатки средств на счетах бюджета, внебюджетных фондов [13, С.90].

В зависимости от субъектов отношений различают ресурсы предприятий, организаций, домохозяйств и ресурсы государства (бюджетные ресурсы, ресурсы внебюджетных фондов и пр.). К основному (первичному) источнику финансовых ресурсов коммерческих организаций относится выручка от реализации продукции, работ и услуг. После ряда перераспределительных трансакций как через бюджетно–налоговую систему, так и через финансовый рынок формируется пул финансовых ресурсов для расширения бизнеса. Он включает нераспределенную прибыль, амортизационные отчисления, средства от эмиссии ценных бумаг, банковские кредиты, бюджетные ассигнования, целевые поступления, проценты и дивиденды по ценным бумагам, страховые возмещения и прочие источники. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций в большей степени базируются на бюджетных источниках, но включают также доходы от уставной деятельности, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц и другие поступления.

Финансовые ресурсы домашних хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, имеют вид доходов от занятости, личных сбережений, доходов от ведения частного бизнеса, продажи личного имущества, заемных ресурсов.

Финансовые ресурсы государства по своей экономической сути вторичны; они могут образоваться только в ходе перераспределения общественного продукта. Это налоговые поступления от экономических агентов в бюджет и внебюджетные фонды, неналоговые доходы (сборы, платежи, доходы от деятельности предприятий с госучастием, дивиденды по государственным долям участия, доходы от приватизации), внешние государственные и региональные займы, использование суверенных фондов, реализация госзапасов и прочие источники. Использование государственных и муниципальных ресурсов диктуется экономическими и социальными мандатами государства, его функциями: развитие экономики, финансирование социальной сферы, обеспечение национальной безопасности и суверенитета и пр.

Наши рекомендации