Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения
Москва традиционно является крупнейшим научным и лечебным центром, причем не только для России, но и по-прежнему для республик, входивших в состав СССР. В Москве сосредоточено свыше 10 тысяч крупных, средних и мелких лечебных, диагностических, профилактических и оздоровительных учреждений, аптек, оптовых фирм, поставляющих медикаменты и медицинское оборудование в Москву и регионы, представительств зарубежных и отечественных фирм-производителей.
При всех изменениях экономической и политической конъюнктуры поддержание здоровья остается одной из главных целей любого человека, вследствие чего не уменьшается потребность в информации медицинского характера. Причем из-за большого разброса цен на медицинские товары и услуги возникает стремление оптимизировать усилия и затраты на поддержание здоровья и на лечение.
Информация о заболеваниях, о методах профилактики и лечения, о доступности и действии лекарственных препаратов, об особенностях реакции организма и побочных эффектах требует с одной стороны обеспечения максимальной доступности, а с другой стороны – достаточно гибкой и глубокой фильтрации. В Москве налажен достаточно жесткий контроль деятельности всех субъектов медицинского рынка (независимо от формы собственности) со стороны властных структур путем лицензирования деятельности всех лечебных и диагностических учреждений, а также оптовых и розничных фирм, работающих на лекарственном рынке. Этот контроль со временем будет только усиливаться.
Деятельность в медицинской сфере (и в особенности на рынке лекарств) достаточно формализована, т.к. основана на принятой во всем мире терминологии. Это создает хорошие условия для создания адекватных моделей данных и информационных потоков. За предшествующие годы пройден долгий (и порой извилистый) путь автоматизации многих медицинских центров и аптечных учреждений, налажен достаточно высокий уровень информирования населения (в первую очередь в аптечной сфере). В то же время в последние 3-5 лет появилось большое число новых коммерческих медицинских учреждений, в которых автоматизация осуществляется «с нуля».
Перечисленные факторы с одной стороны создают благоприятные условия для внедрения новых компьютерных технологий в сферу медицинских услуг и обеспечения лекарственными препаратами, с другой стороны – как ни в одной другой области, – требуют очень тонкого лавирования между необходимостью способствовать максимальному распространению медицинской информации и необходимостью введения определенных ограничений на доступ к ней для лиц, не обладающих достаточной квалификацией для адекватной оценки этой информации, не говоря уже о контроле за распространением недостоверной информации и недобросовестной рекламы методов лечения и лекарств.
К наиболее важным направлениям внедрения ИКТ в области здравоохранения можно отнести следующие:
- Создание проекта «Электронный паспорт здоровья москвича»;
- Создание компьютерной базы данных, совместимой с единым городским классификатором, (в идеале – мультимедийной) с подробной информацией о лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения в двух вариантах – для населения и для специалистов, а также базы данных лечебных и диагностических центров Москвы;
- Обеспечение доступа к медицинской информации для профессиональных пользователей и рядовых потребителей соответствующих товаров и услуг;
- Обучение персонала каждого учреждения здравоохранения Москвы навыкам работы с электронной почтой и ресурсами Интернет с обязательной проверкой знаний в период аттестации;
- Создание на одном из московских веб-серверов представительства Комитета здравоохранения с разделом «Достижения мирового и российского здравоохранения», ведение которого необходимо поручить главным специалистам по направлениям с участием сотрудников ведущих НИИ, клиник и редакций медицинских журналов, расположенных в Москве;
- Создание на базе ведущих институтов, клиник и диагностических центров пунктов «консультаций через Интернет» для москвичей и для всех учреждений здравоохранения, включая поликлиники, а также системы записи населения к специалистам через электронную почту;
Неизбежное внедрение во все сферы жизни новых ИКТ диктует новую стратегию реформирования и модернизации здравоохранения. При этом важно, чтобы затраты на осуществление реформы не отягощали бюджет, т.к. в противном случае они останутся на бумаге. Одной из составляющей такого подхода является «телемедицина».
Под телемедициной понимается, комплекс процедур, обеспечивающий с помощью компьютерной (информационной) технологии и высокоскоростных магистральных каналов связи, адекватный обмен медицинскими данными на расстоянии.
Это направление быстро развивается, российские медики также включаются в различные национальные и международные проекты. Так ряд клинических центров Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют телемедицинские контакты с клиниками США. Прошел ряд трансляций и симпозиумов, организованных НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Фактически речь идет о ресурсосберегающем подходе к решению важнейшей социальной и научной проблемы.
Телемедицина позволяет одновременно решать ряд актуальных социальных и медицинских проблем:
- Пациенты, независимо от места проживания, могут быть в течение короткого промежутка времени проконсультированы квалифицированными специалистами вплоть до организации консилиума врачей из разных клиник и даже городов;
- Совместное использование медицинскими учреждениями дорогостоящей высокотехнологичной аппаратуры; обучение работе с последней.
Настало время приступить к разработке стратегии и программы действий по развитию информатизации здравоохранения и телемедицины в Москве, опирающихся на достижения современных технологий с привлечением всех заинтересованных сторон.
Цели подпрограммы
Цели подпрограммы:
- Повышение качества медицинского обслуживания населения г. Москвы за счет широкого использования современных ИКТ в лечебном процессе и в организации работы медицинских учреждений.
- Использование информационных технологий для развития и поддержки рынка медицинских услуг г. Москвы.
- Создание условий для привлечения медицинского потенциала Москвы к оказанию высококвалифицированной помощи в регионах Российской Федерации.
- Формирование раздела здравоохранения в едином информационном пространстве служб городского жизнеобеспечения.
Мероприятия подпрограммы
Для достижения поставленных целей, в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные мероприятия:
- Проведение подробного обследования лечебных учреждений и других организаций здравоохранения, подчиненных Комитету здравоохранения города Москвы (включая техническую оснащённость, использование специализированных информационных систем, полноту наполнения баз данных, коммуникации и подключение к интернету и т.п.);
- Разработка Подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы;
- Разработка проекта «Электронный паспорт здоровья москвича»;
- Развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем;
- Разработка механизмов согласования и координации комплексной подпрограммы информатизации здравоохранения г. Москвы с другими общегородскими программами (по экономике и развитию, образованию, науке, телекоммуникациям и т.п.);
- Организация приема и обслуживания держателей социальных карт по программе обязательного медицинского страхования и обеспечения льготного лекарственного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях Москвы, а также развитие приложений социальной карты в сфере здравоохранения;
- Разработка и развитие проекта «Удаленная регистратура»;
- Разработка и развитие проекта «Реабилитация и уход за тяжелобольными»;
- Разработка и развитие проекта «Профилактика и лечение наркомании».
В разработанную подпрограмму информатизации здравоохранения г. Москвы в качестве основных должны войти следующие конкретные мероприятия:
- Разработка стандартов подготовки медицинских документов к компьютерному обращению. Стандартизация алгоритмов работы и медико-технических стандартов;
- Разработка методологии создания медико-экономических стандартов для системы ОМС;
- Разработка программ и моделей управления отдельными лечебно-профилактическими учреждениями разного уровня, округами, городским здравоохранением;
- Разработка аналитико-демографических и экологических и санитарно-гигиенических программ, с акцентом на радиационную безопасность;
- Разработка информационно-справочных систем для Федеральных программ "Туберкулез" "Онкология", "Детство" и охрана материнства и младенчества и т. д.;
- Разработка программ по мониторингу среды, её отдельных компонентов и специфических процессов, слежению за динамикой развития отрасли или интегральных критериев;
- Разработка программ по анализу экономических категорий и показателей в здравоохранении;
- Развитие и внедрение в здравоохранение города телемедицинских и телерадиологических систем;
- Создание информационно-справочных систем типа "Электронная аптека", которые, помимо информации о медикаментах, содержали бы информацию о расходных материалах, оснащении и оборудовании;
- Разработка и внедрение программ обработки, хранения, передачи изображений (рентгеновские, УЗИ, эндоскопия, цитология и гистология, построение 3-х мерных изображений; виртуальные изображения);
- Разработка информационно-справочных программ для массовых мероприятий (вакцинация, профилактические осмотры, диспансеризация, скрининг);
- Разработка и усовершенствования программ для «Скорой помощи», и структур по транспортировке пациентов, органов, препаратов, с учетом взаимодействия с МВД, МЧС, Пожарной охраной и др.;
- Разработка и внедрение программ для научных исследований в сфере использования ИКТ в медицине;
- Разработка медицинских образовательных и просветительных программ для населения по использованию достижений информационных технологий и современных телекоммуникаций, согласованных с аналогичными мероприятиями других разделов программы «Электронная Москва»;
- Проведение регулярного и широкомасштабного обучения медицинского персонала использованию информационных технологий и телекоммуникаций в практической деятельности и научных исследованиях.
При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечивается учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности.