Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи (комплекса задач)

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития информационных технологий в сфере экономики возрастает понимание важности применения новых методов и технологических средств, повышающих уровень эффективности решения задач управления в различных областях экономики и бизнеса. Речь, прежде всего, идет о развитии аналитических советующих систем, которые в значительной степени разгрузили бы управленца на этапе аналитической обработки больших объемов информации и были способны давать советы и рекомендации по текущей ситуации, то есть в определенном смысле стали бы более интеллектуальными.

Чтобы сделать программную систему интеллектуальной, ее нужно снабдить множеством высококачественных специализированных знаний о некоторой предметной области, а также заложить в нее способности работы с этими знаниями, способность получать знания, обучаться, обосновывать и объяснять решения. Это дало импульс к развитию специализированных программных систем, каждая из которых является экспертом в некоторой достаточно узкой предметной области, т.е. экспертных систем. Экспертные системы часто используются как советчики в системах и поддержки решений в качестве консультантов в различных экономических, гуманитарных и политологических системах [1].

Разработчики интеллектуальных и экспертных систем, как важной составляющей новой информационной технологии решения задач, ставят своей целью изменение традиционных подходов к системе взаимодействия человека и компьютера при решении задач принятия решений, обеспечения удобства и комфорта пользователя, повышения эффективности взаимодействия таких систем. Прежде всего, речь идет о переосмыслении всей технологии обработки, хранения и представления информации пользователю с позиции новой информационной технологии.

Большое значение приобретает анализ проблемных областей, в которых интеграция интеллектуальных технологий и информационных систем принесла бы ощутимый эффект. Наиболее перспективными областями экономики и бизнеса, где интеллектуальные системы наиболее эффективны, являются: планирование и управление производством; управление маркетингом и сбытом; финансовый менеджмент; банковская сфера [2].

Целью данной работы является разработка автоматизированной системы контроля и управления автопарком такси .

Для этого составлен перечень разрабатываемых процессов:

- Ведение справочника «Районы»;

- Ведение справочника «Водители»;

- Ведение справочника «Улицы»;

- Добавление нового заказа;

- Расчет километража заказа;

- Формирование цены заказа в зависимости от районов отправки и прибытия;

- Учет состояния таксистов (свободен, в пути, возвращается);

- Формирование отчета по всем водителям;

- Формирование отчета по каждому водителю;

- Формирование отчета по перемещениям;

- Формирование отчета по вызовам

Для достижения поставленной цели в настоящей диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

- Собрать материал о работе таксопарка;

- Проанализировать сущность задач работы диспетчера;

- Обосновать использование вычислительной техники;

- Формализовать регистрацию;

- Обосновать разработки по всем видам обеспечения;

- Построить инфологическую модель;

- Охарактеризовать входную, постоянную, промежуточную и результатную информацию;

- Реализовать выбранный вариант проекта.

Аналитическая часть

Работа таксопарка осуществляется следующим образом: каждый водитель, заступая на смену, связывается с диспетчером, и тот вносит его в карточку работающих в данный момент. Сведения карточки отображаются на экране. Водители держат обратную связь по радио.

Заказы поступают по телефону к диспетчеру, он записывает необходимые данные в базу заказов. Дата и время поступления заказа диспетчер вводит сам или вводиться автоматически.

Клиент может сразу у диспетчера узнать стоимость заказа, и только потом заказывать.

Потом из списка свободных водителей выбирает того, кто будет выполнять заказ (если в машинах встроены маяки выбирает того кто ближе к месту), или водитель сам отвечает по обратной связи, что примет заказ. После подтверждения водителем диспетчер ставит водителю статус "Занят", точнее это происходит автоматически, когда статус заказа "Выполняется", потому что в бланке каждого заказа ставиться исполнитель.

После выполнения заказа водитель по рации отчитывается перед диспетчером, тот ставит заказу статус "Выполнен" и у водителя меняется статус на "Свободен".

В случае, когда заказ отменяется, клиент попадает в "Чёрный список", то есть он не имеет право пользоваться услугами данного таксопарка. Диспетчер вносит имя того водителя, который должен был выполнять отмененный заказ в специальный список, который регламентирует по чьей вине заказ сорвался. Например: водитель опоздал на время назначенное клиентом, и вследствие услуги такси стали неактуальными, в таком случае водитель пишет объяснительную записку, но это не спасает его от взысканий. Может быть так, что клиент просто передумал, но не предупредил диспетчера, в таком случае водитель всё равно пишет объяснительную записку, но никаких взысканий к нему не применяется. В этих случаях водитель сам оповещает диспетчера о том, что заказ аннулирован. Еще может быть случай, когда клиент передумал, но предупредил диспетчера, тот связывается с водителем и перенаправляет его на другой заказ. Во всех случаях статус заказа ставиться "Отменен".

После каждой смены диспетчер формирует отчет, который показывает, сколько заказов поступило, сколько выполнилось, сколько было отменено, и их общую стоимость.

Эти отчеты поступают к администратору, на основании этого всего администратор формирует общий отчет (сводный отчет) за определенную дату.

В конце месяца администратор, пользуясь своими отчетами, формирует отчет по итогам месяца и отправляет его высшему руководству таксопарка.

Еще администратор занимается кадрами. Он формирует дела новых сотрудников, и вносит необходимые поправки в дела уже работающих на этом предприятии. На администраторе лежит ответственность за правильное формирование дел и их сохранность.

Проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении данной деятельности такие:

Потеря данных диспетчером, или неправильная их трактовка.

Выбор не оптимального маршрута следования таксистов

Не корректная форма представления отчетов и т.д.

Пути решения этих проблем могут быть следующие:

Использование стандартных форм для заполнения данных и ввода/вывода отчетов

Использование систем ГИС и математических формул для определения оптимальных маршрутов из пункта в пункт и их стоимости

Создание при помощи картографических средств перечня районов и улиц, с целью исключения ошибок диспетчера.

Содержание задачи (комплекса задачи)

Рассмотрим типовые задачи работы диспетчерских служб такси.
Диспетчер принимает заказ, определяет свободное, наиболее близко находящееся к месту заказа такси, передает водителю заказ. По прибытию водителя к месту заказа, водитель сообщает о готовности взять пассажиров, диспетчер звонит заказчику. После выполнения заказа водитель сообщает диспетчеру о завершении заказа и диспетчер ставит освободившееся такси в очередь на следующий заказ, учитывая район, где водитель ожидает заказ. При этом общение диспетчера и водителя происходит, как правило, по радиостанции УКВ диапазона, причем все водители на одной частоте и качество связи, особенно в условиях города, оставляет желать лучшего, а порой связь совсем отсутствует. Кроме того диспетчеру приходится вручную фиксировать большой объем информации в журнале (условный номер водителя, время, район, телефон заказчика, адреса заказчика и места назначения, место и очередность стоянки водителя и т.п.). Таким образом для выполнения заказа затрачивается большое количество времени и сил, что приводит к увеличению штата диспетчеров служб такси, технических возможностей диспетчерского центра, а это влечет увеличение затрат и снижение прибыли.
Для автоматизации диспетчерских служб такси нашей компанией совместно с компанией «Интелтелеком» разработано готовое решение «Infinity-taxi».
Решение позволяет в автоматическом режиме обрабатывать большую часть поступающих заявок, что в свою очередь повышает качество работы диспетчеров, сокращает издержки, повысив конкурентоспособность предприятия, повышает контроль транспорта автопарка такси и, в целом, делает бизнес более прозрачным для руководства организаций.
Решение предполагает использование специального навигационного оборудования и программного обеспечения «Навигатор-С».

Обоснование необходимости и цели использования вычислительной техники для решения задачи (комплекса задач)

В зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить, по крайней мере, два свойства, которые являются общими для всех информационных систем. Во-первых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой информационной системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые соответствуют области применения информационной системы.

Во-вторых, информационные системы ориентируются на конечного пользователя, в нашем случае на сотрудников .

Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо дополнительные действия.
Конкретные задачи, которые должны решаться информационной системой, зависят от той прикладной области, для которой предназначена система. Области применения информационных приложений разнообразны: банковское дело, страхование, медицина, транспорт, образование и т.д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было обойтись без использования информационных систем. С другой стороны, очевидно, что, например, конкретные задачи, решаемые банковскими информационными системами, отличаются от задач, решение которых требуется от медицинских информационных систем или, к примеру, транспортных.

Но можно выделить некоторое количество задач, не зависящих от специфики прикладной области. Прежде всего, кажется бесспорным мнение о том, что наиболее существенной составляющей является информация, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима.
Следующей задачей, которую должно выполнять большинство информационных систем, - это хранение данных, обладающих разными структурами. Трудно представить себе более или менее развитую информационную систему, которая работает с одним однородным файлом данных. Более того, разумным требованием к информационной системе является то, чтобы она могла развиваться. Могут появиться новые функции, для выполнения которых требуются дополнительные данные с новой структурой. При этом вся накопленная ранее информация должна остаться сохранной.

Основными задачами являются:

· обеспечение безопасности перевозок;

· обеспечение комфортабельности поездки;

· своевременность выполнения заявок;

· вежливое обращение с клиентами.

В соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:

· проводит своевременный ремонт и техническое обслуживание автомобилей, перед выходом на смену проводится медицинский осмотр каждого водителя на предмет допуска к управлению автомобиля при перевозке населения;

· содержит в чистоте внешний вид и состояние салонов автомобилей, каждый автомобиль оборудован акустической системой;

· большое количество автомобилей расположенных в разных районах города, позволяет добраться до заказчика в кротчайшие сроки;

· специально подготовленные диспетчера и водители дружелюбно общаются с клиентами.

Информационная система состоит в следующем. Диспетчеры принимают заявки от населения по многоканальным линиям телефонной связи. Заносят адреса клиентов и телефоны в журналы регистрации заявок. По радиосвязи проводят опрос водителей на наличие «свободных машин» и их местонахождения. Далее водители по радиосвязи оповещают диспетчеров о прибытии по адресу заказчика. Диспетчеры перезванивают заказчику и сообщает о прибытии машины. По окончании заявки водители сообщает диспетчерам адрес прибытия, а диспетчеры в свое время сообщают стоимость проезда. После окончания заявки диспетчеры заносят конечные данные в строку заявки журналов регистрации заявок.

Все внутренние документы находятся в журналах. На данный момент эти журналы является бумажными носителями.

В связи с тем, что деятельность организации не автоматизирована было предложено разработать комплексную систему автоматизации , которая бы позволяла легко и быстро получать доступ к необходимой информации.

В существующей информационной системе основным недостатком является высокая трудоемкость выполнения операций и, как следствие, низкая производительность труда и высокая вероятность допустить ошибку при вводе или выдаче требуемой информации. Также существенным недостатком данной системы является большой поток информации, с которой работает человек, вследствие чего сотрудник быстро устаёт. При использовании журналов и документов большим количеством людей, вероятность появления ошибок возрастает, в следствие чего появляется риск попадания конфиденциальной информации злоумышленнику.

Под техническим обеспечением понимается совокупность средств вычислительной техники, коммуникаций, программного обеспечения. Следует выделить серверы, коммуникации, сети периферийное оборудование, а так же специфическое оборудование.

Постановка задачи

1.4.1.Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи

Целью лабораторной работы является «Автоматизация работы диспетчера такси»

1. Организуется работа диспетчеров такси по следующей схеме

первый принимает заказ и вводит его в компьютер

второй назначает водителя и производит контроль выполнения заказа

2. Организуется система справочников клиентов, водителей, адресов,

диспетчеров.

3. Ведется черный список клиентов.

4. Получаются отчеты по выработке водителей и диспетчеров.

5. Ведется учет отработанного времени диспетчеров и водителей.

6. Основные реквизиты заказа:

1. Телефон

2. Адрес

3. Куда едут

4. Водитель

5. Дата заказа

6. Дата и время исполнения

7. Сумма

8. Вид завершения

9. Оформивший диспетчер.

Наши рекомендации