Развитие институтов гражданского общества»
Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ.
Проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) дает обоснованную оценку состояния гражданского общества в стране и предлагает развернутый план действий.
Ситуация с гражданским обществом охарактеризована как «стагнация с тенденцией к ухудшению». Это можно наглядно проиллюстрировать на примере разрушения российского национального механизма по улучшению положения женщин, который был сформирован в 90-е годы в соответствии с документами, подписанными на Всемирной конференции по положению женщин (созвана по инициативе ООН, Пекин, 1995г.).
Данный пример наиболее актуален, так как в 2005 году Организация Объединенных Наций планирует очередное, юбилейное подведение итогов по выполнению государствами решений, принятых в Пекине. Из входивших в состав национального механизма структур большинство упразднено. Сохранились и работают только Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России (Распоряжение Председателя Совета Федерации № 412рп-СФ от 22 октября 2002 года)[2] и Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Упразднены следующие структуры, входившие в состав национального механизма федерального уровня:
Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (создана Указом Президента Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N 1908);
Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве Российской Федерации (создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 599 от 17.05.1996г.); позже преобразована в Комиссию по вопросам улучшения положения женщин (создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 30.04.1997г.);
Круглый стол женских общественных организаций при Министерстве труда и социальных отношений Российской Федерации (с апреля 1997 года работал постоянно);
Департамент по делам женщин, семьи и детей Министерства труда и социальных отношений Российской Федерации.
Поставленные в проекте Программы цели – укрепление институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп, а также поддержка и развитие каналов взаимодействия гражданского общества и государства, – отвечают насущным интересам обоих сторон.
Помимо мероприятий, указанных в проекте Плана Правительства на 2005 год, повышению эффективности взаимодействия государства и гражданского общества предлагается воссоздать общественные комиссии при органах исполнительной власти. Тем более, что это - наименее затратный путь переговорного процесса (в отличие от масштабных мероприятий, которые, как показал Гражданский форум, также необходимы обществу).
Предлагается отразить в проекте Программы задачу, поставленную в Послании Президента Российской Федерации, о создании Общественной палаты.
Формирование гражданского общества в последние годы шло медленными темпами. И в связи с этим Президент Российской Федерации предложил использовать накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат, пояснив, что понимает под ними «постоянно действующие негосударственные организации», которые «могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан».
Такая Общественная палата должна активно действовать и на федеральном уровне. Она, по мнению Президента, должна стать местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и, прежде всего, законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, имеют общенациональное значение.
Палата должна обеспечить важнейшую функцию - взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ее целью является учет разнообразных потребностей и интересов граждан. А это, безусловно, предполагает наличие правового механизма, благодаря которому Общественная палата должна будет говорить от имени всех граждан Российской Федерации.
Данный механизм в деятельности Общественной палаты предлагается реализовывать или через представительство всех граждан, или через некий публичный механизм учета интересов граждан Российской Федерации. Однако следует отметить, что в настоящее время все эти функции возложены на Федеральное Собрание.
Более того, в качестве задач Общественной палаты декларируется, что она призвана обеспечить согласование интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества. Таким образом, на Общественную палату возлагается обеспечение части функций и Правительства Российской Федерации.
В этой связи следует указать, что учреждение общественных палат может только дополнить, но не заменить или принизить значение структур, созданных для обеспечения повседневного взаимодействия конституционных органов с общественными организациями и гражданами.
Общественная палата должна работать вместе с Федеральным Собранием, а не вместо него, помогать Правительству, а не выполнять его функции. Впрочем, этот относится ко всем институтам гражданского общества.
Следует прописать в проекте механизмы поддержки неправительственных организаций со стороны государства. В условиях напряженной социальной ситуации особенно важно сотрудничество с наиболее массовыми молодежными, ветеранскими, женскими организациями, общественными организациями инвалидов, которые объединяют наименее обеспеченные слои населения. Для этих организаций наиболее ценны такие методы поддержки, как привлечение к разработке и реализации целевых социальных программ, предоставление грантов, содействие в участии в крупнейших международных конференциях, проведение общероссийских форумов и выработка на них эффективной политики сотрудничества.
Необходимо учесть, что отсутствие на федеральном уровне развитой системы предоставления государственных грантов выталкивает общественные организации в сферу деятельности международных организаций, готовых финансировать гражданское общество России, что не всегда имеет позитивные цели и положительные результаты.