Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда»
В проекте Программы приведены отдельные характеристики состояния рынка труда. Так, в частности отмечаются отдельные законодательные ограничения, связанные с развитием занятости и применением гибких форм найма, а также административные и экономические препятствия для развития трудовой миграции, которые из-за своей фрагментарности не позволяют составить объективное и всестороннее представление о происходящих в этой сфере процессах.
В то же время отсутствует количественная оценка ситуации на рынке труда, не вычленены ключевые проблемы, не прослежены тенденции динамики занятости и безработицы, не приведены вариантные расчеты величин требуемых ресурсов для профессиональной подготовки кадров, для создания новых рабочих мест и т.д.
Что касается изложения темы, связанной с реформированием системы оплаты труда, то она фактически не освещена вовсе. Два абзаца, посвященные этому вопросу, не раскрывают намерений Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Более того, даже не упомянуты поэтапные меры повышения минимальной оплаты труда в 2006 году, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы федерального уровня и стипендий студентам в годовой разбивке до 2008 года.
Неконкретная подача материала данного раздела не позволяет оценить возможности ратификации Европейской социальной хартии и препятствует тем самым осуществить переход на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии (минимальная заработная плата должна составлять 50-60% от средней заработной платы). Это тем более актуально, что подготовка к ратификации Хартии, которая ведется, начиная с 2001 года, серьезно затягивается, а поэтому, по мнению Минздравсоцразвития России, работу необходимо завершить в возможно короткое время.
Между тем, доля работников с оплатой труда ниже прожиточного минимума является недопустимо высокой – более 30% от их общей численности, что свидетельствует о невыполнении базовым институтом доходов населения своих важнейших функций: социальной защиты (борьбы с бедностью) и воспроизводственной (обеспечение необходимых средств работнику и членам его семьи). Система оплаты труда должна позволять человеку не только полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, но также обеспечивать себя необходимыми медицинскими и образовательными услугами, достойным жильем и качественным отдыхом.
В этой связи представляется целесообразным дополнить Программу комплексом конкретных мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, определить параметры ежегодного увеличения доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте и уменьшения масштабов бедности среди работающего населения.
В круг других важных показателей проекта Программы данного блока (рынка труда и системы оплаты труда) целесообразно включить следующие:
· предусмотреть меры по недопущению роста общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда, уровни которой определенны в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы не выше диапазона 7,9-7,8 %;
· принять федеральный закон «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», проект которого Государственная Дума в 2004 году трижды рассматривала во втором чтении. Ориентирами данного проекта федерального закона является установление не позже конца 2007 года минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
· внести изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», которые бы учитывали актуальные проблемы российского рынка труда и содержали конкретные механизмы обеспечения территориального и профессионального баланса рабочей силы и мест приложения труда, а также меры по обеспечению занятости социально уязвимых групп населения: родителей неполных семей, молодежи, инвалидов и др.;
· предусмотреть меры по созданию в 2005 году статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе и на этой основе разработки программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на период 2006-2008 годы;
· разработать государственную программу совершенствования системы обязательного социального страхования, важнейшей целью которой должно стать существенное повышение уровней замещения заработной платы застрахованных и приближение их к рекомендуемым международными нормами:
§ пенсий по старости – на начальном этапе не менее 40% (конвенция МОТ № 102 (1952 г.), в дальнейшем – не ниже 55% (конвенция МОТ № 128 и Рекомендация МОТ № 131);
§ обеспечения государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, которые должны компенсировать застрахованным расходы на оплату лекарств в объеме не менее 70% при амбулаторном лечении и 100% - при стационарном (Конвенция МОТ № 24 (1927г.);
§ пособий по временной нетрудоспособности - не ниже 85% заработка, пособия по беременности и родам –100% при определенном социально ответственном «потолке» выплат;
§ пособий по безработице – не менее 50% предыдущего заработка с дифференциацией по стажу.