Виды финансового менеджмента

Финансовый менеджмент многовариантен. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие его разновидности:

1. Агрессивный – ставит задачу достижения целей предприятия в кратчайшие сроки с максимальным использованием финансовых ресурсов, обычно заемных, и высоким уровнем финансовых рисков. Его преимущества в том, что он позволяет обеспечить высокую эффективность использования финансовых ресурсов, если отсутствуют негативные внешние и внутренние факторы. Недостатки в наличии факторов, негативно влияющих на нормальную финансовую деятельность предприятия, что приводит к существенным финансовым потерям, а так же в преобладании спекулятивных операций и тенденций над инвестиционными.

2. Консервативный – противоположении агрессивному. Его основная цель – обеспечение максимальной финансовой устойчивости и стабильности развития предприятия. Этот вид финансового менеджмента базируется на минимизации финансовых рисков и преимущественном использовании в качестве основного источника финансирования собственных средств предприятия. Спекулятивные тенденции сильно уступают инвестиционным, либо отсутствуют. Преимущество данного типа управления в том, что он обеспечивает нормальный ход хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Недостатки: отрицательно сказывается на эффективности использования финансовых ресурсов, в результате чего замедляется оборачиваемость, снижается уровень рентабельности, сроки достижения поставленных целей растягиваются.

3. Умеренный – разумный компромисс между агрессивным и консервативным. Направлен на полное обеспечение текущей потребности в финансовых ресурсах, создание страховых резервов в размерах, обеспечивающих снижение рисков в хозяйственной и финансовой деятельности. При этом обеспечивается среднее соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

В зависимости от реализуемых задач различают текущий (оперативно – тактический) и стратегический финансовый менеджмент.

Текущий финансовый менеджмент обслуживает текущие, тактические задачи предприятия, а именно оптимальное управление финансовыми ресурсами, оборотными средствами, обеспечение самофинансирования, финансовой устойчивости, платежеспособности, стимулирование работы персонала. Его цель – получение текущей прибыли за счет эффективного использования внутренних источников финансирования и развития предприятия. Кроме того, текущий финансовый менеджмент направлен на реализацию оперативных и текущих финансовых планов, обеспечивающих функционирование предприятия.

Стратегический финансовый менеджмент обслуживает стратегию предприятия, его целевые функции, в числе которых обеспечение поступательного экономического развития предприятия, экономического роста, максимизация рыночной стоимости предприятия, обеспечение конкурентного преимущества на рынках, увеличение темпов роста собственного капитала, управление инвестициями и т.д. Стратегический финансовый менеджмент базируется на накоплении и расширении внутренних источников финансирования, на перераспределении финансовых ресурсов путем расширения сфер влияния, присоединения предприятий, создания финансово – промышленных групп и т.д. В стратегическом финансовом менеджменте используется долгосрочное финансовое планирование и прогнозирование.

«НОЖНИЦЫ ЦЕН» 1923 ГОД.

В 1923 г. разразился кризис из-за «ножниц цен». Суть его была в том, что цены на промышленную продукцию высоки, а на сельскохозяйственную - низки. Почему существовала такая диспропорция? Во-первых, государство вполне сознательно шло на это, пытаясь таким образом выкачать деньги на индустриализацию из деревни. Во-вторых, в деревне продукцию производила 24-миллионная масса крестьянских хозяйств, в городе же - крупные тресты - монополисты, которые устанавливали цены. В-третьих, вздуванию цен способствовала торговля в лице трех ее субъектов (госторговля, кооперация, частник), хотя по идее они должны были конкурировать между собой, но в силу неразвитости торговли и дефицита товаров, особенно на селе, конкуренция в торговле отсутствовала. В-четвертых, в промышленности оборудование не обновлялось с 1913 г. работало на пределе и на нем нельзя было повысить производительность труда. Выход из кризиса был сделан государством чисто административным путем - были понижены цены на промышленную продукцию. Границы разжались, деревня временно вдохнула.

В далеком 1923 году промышленную продукцию начали реализовывать по завышенной цене, несмотря на то что качество оставляло желать лучшего. Так, в октябре 23-го года прошлого столетия цены на промтовары составили более 270 процентов от установленной стоимости на ту же продукцию в 1913 году. Одновременно с этим колоссальным подорожанием цены на сельхозпродукцию увеличились лишь на 89 процентов. Данному явлению дисбаланса Троцкий присвоил новый термин - «ножницы цен». Ситуация оказалась непредсказуемой, так как государство оказалось перед реальной угрозой – очередным продовольственным кризисом. Крестьянам невыгодно было реализовывать свой товар в больших количествах. Продавали лишь тот объем, который позволял заплатить налоги. Помимо этого, власти повышали рыночную цену на зерно, хотя закупочная цена для приобретения зерна в селах оставалась на месте и иногда снижалась.

Чтобы понять такое явление, как «ножницы цен» 1923 года, причины, сущность разразившегося кризиса, необходимо детальнее изучить его предпосылки. В Советском Союзе в описываемый период начался процесс индустриализации, в частности сельского хозяйства. Помимо этого, страна находилась на этапе первоначального накопления капитала, и основная доля общего национального дохода приходилась именно на аграрный сектор. А чтобы повысить уровень промышленного производства, необходимы были средства, которые и «выкачивались» из сельского хозяйства. Иными словами, происходило перераспределение финансового потока, и ножницы цен в это время как раз расширились. Наблюдалась тенденция движения цен на продукцию, реализуемую аграрными хозяйственниками с одной стороны, и на товар, ими же покупаемый у промышленников для того или иного потребления - с другой.

Власти приложили максимум усилий, чтобы решить проблемы в экономике, к которым привели ножницы цен (1923). Причины и пути выхода, которые предложило советское правительство, включали несколько пунктов. Сначала было решено уменьшить затраты в секторе промышленного производства. Это было достигнуто несколькими способами, самые основные из которых - сокращение штата сотрудников, оптимизация производственного процесса, контроль заработной платы работников промсектора, уменьшение роли посредников. Последний момент достигался с помощью создания большой сети потребительской кооперации. Чем она была полезна? Ее главные задачи заключались в том, чтобы снизить стоимость промтоваров для обычных потребителей, упростить снабжение рынков, а также ускорить товарооборот.

Все антикризисные действия правительства привели к положительному результату: буквально через год, а именно в апреле 1924 года, цены на сельскохозяйственные товары немного выросли, а на промышленную продукцию упали до 130 процентов. Ножницы цен 1923 года утратили свою силу (то есть сузились), и начало наблюдаться сбалансированное ценообразование в обоих сферах. В частности, положительное влияние было оказано на промышленное производство. По сравнению с прошлыми годами, когда аграрный сектор был важнейшим финансовым источником в стране, промышленность переросла в самостоятельный источник накопления. Это и дало возможность сузить ножницы цен, тем самым повысив закупочную цену на продукцию аграриев.

Наши рекомендации