Сущность, цель и задачи государственного аудита.
Аудиторский финансовый контроль это явление новое даже для развитой рыночной экономики.
Одно из наиболее важных направлений государственной деятельности это реализация контрольной деятельности. Основу функционирования абсолютно любого государства составляют бюджетные средства.
Потому такое важное значение придается контролю в сфере государственных финансов, то есть проверке формирования, распределения и использования средств из госбюджета.
Понятия контроля и аудита довольно схожи, но все же не являются синонимами. При этом довольно часто они взаимозаменяемы. Обусловлено это тем, что дефиниция «государственного аудита» до сих пор должным образом не закреплена нормативно. Хотя весьма активно применяется в правовой доктрине. В РФ определение «аудита» все больше связывается с проверкой финансовой отчетности. Проводят таковую независимые организации, руководствующиеся Федеральным законом «Об аудите». Государственный аудит обращен на умножение эффективности управления федеральными ресурсами. К таковым причисляют государственные финансы, капитал интеллектуального характера, природные богатства, объекты собственности. Такой аудит от лица государства обеспечивает объективный общественный контроль за результативностью работы органов власти и достижением поставленных задач развития.
Государственным аудитом называется вид контроля со стороны государства, предусматривающий рассмотрение финансовой деятельности и хозяйствования подконтрольного субъекта. Объектом государственного аудита является верность ведения им финансовой отчетности и учета, легитимности проведения операций и соответственности их учрежденным нормативам. Также исследуется действенность, результативность и экономичность административной деятельности госорганизаций касательно публичных финансов. Целевым предназначением аудита является вынесение предложений и предоставление назначений по ликвидации выявленных недостатков. Под представлением «государственного аудита» подразумевается все, что имеет отношение к системе госконтроля за работой структур государственной власти. Аудит от контроля отличен тем, что не только проверяет расходование бюджетных средств, а еще оценивает текущую обстановку в деятельности организации. При этом составляются рекомендации по совершенствованию работы, оцениваются социально-экономические прогнозы и долгосрочные национальные проекты.
Финансовый аудит (контроль) - документальные проверки Счетной палатой ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности, законности и целевого использования государственных средств и федеральной собственности, обоснованности и полноты формирования (поступления) доходов бюджетов.
При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Финансовый аудит включает:
- проверку финансовых и хозяйственных операций, включая оценку их соответствия законодательству Российской Федерации, а также оценку целевого характера использования государственных средств и федеральной собственности;
- проверку ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, оценку достоверности бюджетной и иной финансовой отчетности объекта контроля;
- оценку того, насколько деятельность, активы и обязательства, операции, изменяющие указанные активы и обязательства, отраженные в бухгалтерском (бюджетном) учете, бюджетной и иной финансовой отчетности, соответствуют законам и иным нормативным правовым актам;
- анализ системы внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
Предметом финансового аудита является процесс формирования и использования вышеперечесленных государственных средств и федеральной собственности.
Задачами финансового аудита являются определение законности и целевого использования государственных средств и федеральной собственности, а также правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности доходов и расходов бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, правомерности операций с источниками финансирования дефицита бюджета.
При финансовом аудите предметами контроля могут являться решения и процесс управления финансами в рамках исполнения бюджетов.
Целевым предназначением государственного аудита признается обеспечение:
- результативного и разумного применения средств бюджета;
- вырабатывание действенных финансовых управленческих стратегий;
- подобающего исполнения административной работы;
- информирования госорганов власти и общественности в некоторых случаях, посредством отчетов или публикаций.
Государственный аудит это неотделимая часть общего регулирования правовой системы. Эта система должна выявлять отклонения от учрежденных стандартов финансового управления. По итогам аудита планируются выправляющие мероприятия персонально для каждого случая выявленного изъяна. Также к ответственности привлекаются лица, прямо или косвенно повинные в возникновении отклонений. Непременно принимаются меры по предотвращению подобных нарушений в будущем.