Приемы и методы, используемые в финансовом менеджменте
В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала, а также с движением денег.
Таким образом, приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели.
Приемы финансового менеджмента можно разделить на следующие группы:
1. Анализ динамики показателей (“горизонтальный” анализ) – сравнение показателей за два и более отчетных периодов;
2. Анализ структуры совокупности показателей (“вертикальный анализ” – определение долей отдельных показателей в общем итоге и оценка влияния их изменения на итоговый показатель);
3. Трендовый анализ – выявление направленности динамики показателя за несколько отчетных периодов с целью выявления закономерности движения показателей (тренда);
4. Анализ финансовых коэффициентов– определенных соотношений параметров отчетности и оценка их уровня в сравнении с критериальным значением;
5. Сравнительный (пространственный) анализ – внутрихозяйственный анализ различных сводных показателей по подразделениям, а также сравнение показателей с “внешними эталонами” (показателями конкурентов, отраслевыми средними, межхозяйственными, региональными и т.п.);
К приемам относятся: депозит, рента, лизинг, селинг, факторинг, франчайзинг, овердрафт и множество других.
Метод, как инструмент, с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.
Методы финансового менеджмента условно можно разделить на три группы:
- К группе экономических методов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.
- В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.
Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователя является идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры, способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия других факторов.
Прогнозирование, как один из методов финансового менеджмента, сводится не только к расчету ориентиров для критериев, имеющих количественное измерение, но также понимается как метод выявления оптимальных вариантов действий.
Наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; а также методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Далее рассмотрим группу методов теории принятия решений, из общего названия которых видно, что их основное назначение состоит в обосновании управленческих решений. В методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.
- Специальные методы по критериям регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.