Санкционирование расходов бюджета
Санкционирование расходов федерального бюджета включает:
- утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- уточнение смет доходов и расходов распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями;
- утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
- принятие бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
- подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
Санкционирование расходов бюджета производится в учреждениях разного уровня полномочий:
- главные распорядители;
- распорядители;
- получатели.
Аналитические счета для учета операций санкционирования расходов бюджета формируются по годам относительно текущего финансового периода (5-й знак):
10 – текущий финансовый год
20 – первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год)
30 – второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным)
Знаки7, 8, 9 – КОСГУ (Классификация операций сектора государственного управления)
100 – Доходы
110 – налоговые доходы
120 – доходы от собственности
130 – доходы от оказания платных услуг
140 – суммы принудительного изъятия
150 – безвозмездные поступления от бюджетов
151 – поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
152 – поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств
153 – поступления от международных финансовых организаций
160 – страховые взносы на обязательное социальное страхование
170 – доходы от операций с активами
180 – прочие доходы
200 – Расходы
211 – расходы на оплату труда
223 – расходы на оплату коммунальных услуг
271 – амортизация
272 – расход материальных запасов
300 – Увеличение стоимости нефинансовых активов (поступление НФА)
310 – поступление ОС
320 – поступление НМА
330 – поступление НПА
340 – поступление МЗ
400 – Уменьшение стоимости нефинансовых активов (выбытие НФА)
410 – выбытие ОС
420 – выбытие НМА
430 – выбытие НПА
440 – выбытие МЗ
500 – Увеличение финансовых активов (поступление ФА)
510 – поступление на счета бюджета
560 – увеличение прочей дебиторской задолженности
600 – Уменьшение финансовых активов (выбытие ФА)
610 – выбытие со счетов бюджета
660 – уменьшение прочей дебиторской задолженности
700 – Увеличение обязательств
730 – увеличение прочей кредиторской задолженности
800 – Уменьшение обязательств
830 – уменьшение прочей кредиторской задолженности
Двойная запись
Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации.
Это способ отражения операции по дебету одного счета и по кредиту другого. Взаимосвязанные определенной операцией счета называются корреспондирующими. Двойная запись ведется согласно Плана счетов. С помощью двойной записи осуществляется контроль за правильностью учета.
В бухгалтерском учете использование двойной записи большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности, то есть равенство итогов записи на бухгалтерских счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода при подсчете бухгалтером сумм оборотов по дебету и кредиту счетов, независимо от их вида. Итоги должны быть равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтером при установлении корреспонденции. Для уточнения записей предназначена так же Шахматная оборотная ведомость.
Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная отражением хозяйственных операций и выраженная в указании кода, наименования одного счета по дебету и другого – по кредиту. Корреспонденция счетов называется бухгалтерской проводкой, записью счетной формулой.
Бухгалтерской проводкой называется процедура определения счетов, затрагиваемых данной операцией и последующее отражение на них суммы проведенной операции.
Особенности составления бухгалтерских записей бюджетном учете связаны со строгим разделением счетов на активные и пассивные.
Оценка
Оценка – перевод натуральных средств и трудовых показателей в денежные измерители.
Позволяет обобщить разнородные хозяйственные объекты; привести различные учетные измерители к единой стоимостной денежной оценке; исчислить фактическую себестоимость продукции, работ, услуг, товарно-материальных ценностей.
Особенности оценки в бюджетном учете статей основные средства и НМА, материальные запасы.
Основные средства и НМА имеют три вида стоимости.
1. Первоначальная – это сумма фактических затрат на приобретение или создание объекта, включая НДС.
Первоначальная стоимость объекта в бюджетном учете является его балансовой стоимостью.
2. Остаточная – это разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.
В бюджетном учете амортизация может быть начислена только линейным способом.
3. Восстановительная – это стоимость приобретения аналогичного объекта в современных условиях; определяется на основе коэффициента инфляции или по рыночным ценам.
Материальные запасы оцениваются в зависимости от периода их обращения.
Так, при поступлении материальные запасы принимаются к учету по сумме фактических затрат на их приобретение, заготовление, доставку, включая НДС.
При списании материальные запасы в бюджетном учете могут быть оценены только способом «средней стоимости».
Применением линейного метода начисления амортизации и способа «средней стоимости» оценки материалов при списании обеспечивает наиболее равномерное включение этих затрат в расходы бюджета.
Калькуляция
Калькуляция – исчисление стоимости изготовления продукции, выполняемых работ и услуг.
В бюджетном учете классическое понятие калькуляции используется ограниченно.
Основная цель в бюджетном учете – сопоставление доходов и расходов на основе их бюджетной классификации.
Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (КОСГУ).
Д о х о д ы | Р а с х о д ы |
Главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Главные администраторы и главные распорядители устанавливаются законом о соответствующем бюджете.
В целом для бюджета характерны следующие соотношения доходной и расходной частей:
- баланс доходной и расходной части
- дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов
- профицит – превышение суммы доходов над суммой расходов
Балансовое обобщение
Баланс представляет собой обобщенные сведения об имущественном и финансовой состоянии экономического субъекта в денежном выражении на определенную дату (первое число следующего за отчетным месяца).
В балансе в стоимостной форме показаны остатки финансовых ресурсов в денежном выражении. Бухгалтерский баланс предприятия состоит из 2-х частей: актива и пассива. Актив – финансовые и другие ресурсы. Пассив баланса отражает источники ресурсов предприятия. В активе представлены хозяйственные средства, а в пассиве даны их источники.
Общая сумма средств, имеющихся у предприятия равна сумме источников по пассиву баланса. Это равенство обусловлено тем, что все хозяйственные средства предприятия имеют определенный источник своего возникновения.
Основным элементом бухгалтерского баланса является статья (активная или пассивная). Хозяйственные средства и их источники распределены по пяти разделам. Активы – по степени ликвидности: от наименее ликвидных к наиболее ликвидным; т.е. внеоборотные и оборотные активы. Пассивы – по степени закрепления: собственные, заемные долгосрочные и заемные краткосрочные.
Баланс отражает состояние средств предприятия и их источников на определенную дату (начало месяца, года и т.п.), но между этими датами осуществляются операции, изменяются средства и их источники. Учет таких изменений ведется на счетах.
Баланс
АКТИВ | ПАССИВ | ||||
шифр | статья | сумма | шифр | статья | сумма |
Нефинансовые активы ОС НМА НПА МЗ | Обязательства Кредиторская задолженность | ||||
Финансовые активы Дебиторская задолженность Денежные средства | Финансовый результат Доходы Расходы | ||||
Баланс | Валюта | Баланс | Валюта |
Баланс бюджетных учреждений и организаций имеет особенности структуры:
1. Нефинансовые активы
2. Финансовые активы
3. Обязательства
4. Финансовый результат
Типы балансовых изменений:
1. А+А– Увеличение актива – уменьшение актива (итог баланса не меняется, т.к. происходит уменьшение и увеличение актива на одну и ту же сумму).
Пример: получены денежные средства из банка в кассу.
2. П+П– Увеличение пассива – уменьшение пассива (происходит одновременное увеличение и уменьшение пассива – итог баланса не меняется).
Пример: часть полученной прибыли направлена на увеличение уставного капитала.
3. А+П+ Увеличение актива – увеличение пассива (итог баланса увеличивается, равенство баланса сохраняется).
Пример: Получены материалы от поставщика.
4. А–П– Увеличение пассива – увеличение актива (итог баланса уменьшается, равенство баланса сохраняется).
Пример: Выдана заработная плата сотрудникам учреждения.