Структурные элементы отчета по преддипломной практике
По окончании практики студенты оформляют и представляют на кафедру отчет по практике.
В отчете должны быть (в следующей последовательности):
ü правильно заполненный бланк «Направление на практику» (см. Приложение 1);
ü бланк задания на преддипломную практику (см. Приложение 5)
ü дневник-отчет о практике, подписанный руководителем практики и заверенный печатью организации (см. Приложение 3);
ü правильно оформленный титульный лист (см. Приложение 2);
ü материалы отчета с приложениями;
ü характеристика с места прохождения практики, подписанная руководителем практики и заверенная печатью организации (не прошивается в отчет, а представляется отдельно).
Последовательность структурных частей в содержании отчета:
1. Титульный лист
2. Содержание отчета (оглавление).
3. Введение.
4. Основная часть – обязательно с разбивкой на разделы. Выделение подразделов допускается по мере необходимости.
5. Заключение.
6. Приложения.
Все эти материалы прошиваются и в таком виде сдаются на кафедру.
Характеристика с места прохождения практики вкладывается в отчет, но не прошивается вместе с остальными документами в связи с тем, что идет в личное дело студента.
2.2 Требования к оформлению отчета по практике
Отчет, образцы документов и справок должны быть правильно оформлены, подписаны и заверены руководителем по месту ее прохождения.
Отчет по практике должен быть набран на компьютере через 1,5 интервала (шрифт Times New Roman, размер 12). Абзац: 1,25 см.
Поля: левое: 2,5см; правое – 1 см; верхнее и нижнее – по 2 см.
Требования к оформлению формул, схем, таблиц, графиков и диаграмм аналогичны требованиям, изложенным в методических указаниях по написанию и оформлению курсовых работ.
Нумерация приложений допускается цифрами.
Пронумерованные листы основной части отчета (титульный, содержание, основная часть, заключение и приложения) (нумерация страниц – внизу страницы: по центру или в правом углу) дополняются другими необходимыми материалами (направление, дневник прохождения практики, Бланк Оценки соответствия содержания и структуры отчета), брошюруются в папку-скоросшиватель, которая скрепляется по установленному образцу.
На все приложения должны быть ссылки в основной части отчета.
Требования к содержанию и объему структурных частей отчета
Объем введения и заключения – не менее 1 страницы по каждому разделу. Объем основной части отчета - 20-25 страниц машинописного текста. Объем приложений – не регламентируется.
Отчет обязательно должен включать не только описательные материалы о предприятии, но и расчеты, анализ, проведенные самим студентом.
Обязательными разделами отчета являются материалы к анализу и результаты анализа по закрепленной за студентом теме дипломной работы.
Текст отчета и результаты анализа должны быть в обязательном порядке иллюстрированы таблицами, рисунками в виде графиков, схем, диаграмм, в приложении должны быть первичные документы, по которым проводились расчеты (баланс, отчет о финансовых результатах и др.) а также, по мере необходимости, образцы заполненных бланков и другой необходимой документацией.
В отчет в обязательном порядке включаются приложения (образцы нормативных и инструкционных документов, формы отчетности, рекламные материалов и др.).
По структуре отчет состоит из: введения, основной части, заключения и приложений.
Во введении отражаются основные задачи практики, указывается организация, в которой осуществлялось прохождение практики. Место прохождения практики, название фирмы, срок прохождения и должность, в которой студент проходил практику.
В основной части должны быть отражены основные вопросы, отмеченные в задачах практики и содержания программы практики (см. пункт 1.3.), в том числе в обязательном порядке:
§ Характеристика и организационно-правовая форма организации (предприятия, фирмы) и основных нормативных документов, регламентирующих ее деятельность.
§ Характеристика материально-технической базы организации (предприятия, фирмы), сферы ее деятельности в области рынка товаров и услуг.
§ Характеристика подразделения базы практики, в котором студент-практикант занимал рабочее место.
§ Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (анализ баланса и отчета о финансовых результатах).
§ Описание системы и организация планирования на предприятии.
§ Характеристика учетной политики, системы бухгалтерского (управленческого и финансового) учета данной организации (предприятия, фирмы).
§ Организация оплаты и стимулирования труда работников подразделений, применение современных технических средств в управлении предприятием.
§ Другие аспекты деятельности предприятия (согласно специфике предприятия и задачам практики: маркетинговая и логистическая деятельность, финансовый менеджмент, внешнеэкономическая деятельность, взаимоотношения с банком и др.).
Таким образом, основная часть отчета должна включать следующие основные разделы:
1.Организационно-правовая форма хозяйствования, форма собственности; место на рынке соответствующих товаров и услуг; производственная структура предприятия;
2. Материально-техническая база организации или ее подразделений; применяемые средства оргтехники, компьютерные технологии; организационная структура предприятия: структура управления предприятием.
3. Трудовые ресурсы предприятия.
4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (за два-три последние года).
5. Материалы по теме дипломной работы.
В заключении формулируются выводы, вытекающие из основной части отчета, предложения по совершенствованию планово-экономической, бухгалтерской, финансовой и другим видам деятельности организации-базы практики, обеспечивающие повышение эффективности ее деятельности. направления возможного использования выявленных резервов или касающиеся совершенствования различных аспектов деятельности предприятия.
В приложении к отчету по производственной практике необходимо представить следующие документы:
1) Инструкции, положения, которые были использованы при написании отчета;
2) Финансовая отчетность;
3) Другие материалы, которые были использованы для характеристики предприятия и проведения анализа его деятельности.