Применение бюджетирования, ориентированного на результат, в разных странах.

Страна Название годы
США Программно-целевой бюджет Performance Budget 1949-1962
Система «планирование-программирование - бюджетирование» Planning-Programming-Budgeting System 1962-1971
Управление по целям Management by Objectives 1972-1975
Планирование бюджета с нуля Zero-Based Budgeting 1977-1981
Закон «Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» Government Performance Result Act с 1993
Австралия Реформа «Измерение эффектов и непосредственных результатов» Reform «Effects measuring and direct results» с 1997
Новая Зеландия Закон «О государственных финансах» Low «About public finances» с 1987
Нидерланды Реформа «От политического бюджета к ответственной социально-экономической политике» Reform «From political budget to critical socio-economic» с 1999
Великобритания Инициатива движения вперед Next Steps Initiative с 1988
Франция Органический закон Loi Organique с 2001
Страна Название годы
США Программно-целевой бюджет Performance Budget 1949-1962
Система «планирование-программирование - бюджетирование» Planning-Programming-Budgeting System 1962-1971
Управление по целям Management by Objectives 1972-1975
Планирование бюджета с нуля Zero-Based Budgeting 1977-1981
Закон «Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» Government Performance Result Act с 1993
Австралия Реформа «Измерение эффектов и непосредственных результатов» Reform «Effects measuring and direct results» с 1997
Новая Зеландия Закон «О государственных финансах» Low «About public finances» с 1987
Нидерланды Реформа «От политического бюджета к ответственной социально-экономической политике» Reform «From political budget to critical socio-economic» с 1999
Великобритания Инициатива движения вперед Next Steps Initiative с 1988
Франция Органический закон Loi Organique с 2001

В принятом формате происходит замена планирования расходов по видам расходов на планирование результатов деятельности бюджетополучателей – переход от сметного финансирования к системе госзаказов.

Инструментами БОР первоначально являлись доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНДы), доклад «О результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ» с системой стратегических целей и тактических задач; переход к среднесрочным финансовым планам, ведомственным целевым программам, составлению реестра расходных обязательств и т.д., в настоящее время ключевыми инструментами становятся государственные программы (взамен ДРОНДов), программный бюджет.

Результатами внедрения БОР становятся:

1.Критическая оценка реальной структуры бюджетных расходов, отказ от неэффективных расходов;

2.Рост обоснованности решений о государственных расходах – более эффективное перераспределение;

3.Происходит реальная оценка общественных финансов;

4.Осуществляется предоставление населению тех общественных благ, в которых фиксируется максимальная потребность.

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ

Новой структурной составляющей реформирования общественного сектора и его финансов становится осуществление реструктуризации бюджетного сектора, направленное на повышение эффективности предоставления общественных услуг при сохранении (снижении) темпов бюджетных расходов на их предоставление, оптимизацию действующих сетей бюджетных учреждений, переводу их в автономные учреждения, бюджетные учреждения и казенные организаций[153].

В 2006 г. в России действовало свыше 145 тыс.учреждений образования, 30 тыс. учреждений здравоохранения, 12 тыс. учреждений культуры и массовых коммуникаций, абсолютное большинство которых были бюджетными.

Задача данного направления реформы общественного сектора - изменить ситуацию, при которой бюджетные средства поступают в сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества предоставляемых услуг, у бюджетных учреждений нет стимулов к оптимизации ресурсов, роста эффективности работы. Это связано с системой сметного финансирования и невозможностью полного контроля за распоряжением имуществом и доходами учреждения.

Законом предусмотрены, во-первых, расширение прав и рост самостоятельности бюджетных учреждений на основе изменения механизмов финансирования (переход от сметы на субсидии по государственному заданию); отмены ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения, расширения прав по распоряжению движимым имуществом и, во-вторых, создание трех новых типов учреждений – автономных (АУ), бюджетных с расширенными правами (БУ) и казенных (КУ). Государственное задание, согласно Бюджетному кодексу РФ – документ органа государственной власти (либо МСУ), который устанавливает требования к составу, качеству, объемам, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.

Законом (83 ФЗ) проводится четкое разграничение между тремя типами создаваемых учреждений по основным параметрам – финансовое обеспечение (только казенное учреждение остается на смете, остальным придется добиваться субсидии по заданию учредителя на исполнение госзадания); приносящая доход деятельность только в казенных учреждениях зачисляется в бюджет, в остальных учреждениях такие доходы расходуются самостоятельно на уставные цели; автономные учреждения получают право на открытие счетов в банках, тогда как остальные два типа – только в органах казначейства, либо финансовых органах; действие закона о государственных закупках (94ФЗ) не распространяется только на автономные учреждения, все три типа учреждений обязаны представлять свою отчетность в сети Интернет. Для осуществления перехода учреждений в три указанных типа установлен переходный период, однако с 1.01.2012 г. вступают в силу все ключевые нормы закона, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов.

В состав казенных учреждений отнесены подразделения вооруженных сил РФ, других воинских формирований, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждений; специализированные учреждения по социальной реабилитации несовершеннолетних; ряд учреждений здравоохранения – психиатрические больницы, лепрозории и т.д., учреждения миграционной, таможенной службы, федеральной службы безопасности и т.д.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем.

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов, который и контролирует деятельность этого учреждения.

Наши рекомендации