Доходы бюджетной системы Российской федерации.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП.(таб.11.4)
Планируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году.
Основную долю доходов федерального бюджета составят доходы от уплаты НДС (около трети всех доходов), вывозных таможенных пошлин (еще одна треть), налога на добычу полезных ископаемых (15,5 %, 14,9 %, 14,3 %). Сохраняется определенная зависимость федерального бюджета от доходов на нефть, нефтепродукты и природный газ.
Таблица 11.2.
Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2010-2012 гг.,% (прогноз)
Основные виды доходов | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Налог на прибыль организаций | 3,1 | 2,9 | 2,9 |
Налог на добавленную стоимость | 31,4 | 33,5 | 35,4 |
Акцизы | 1,9 | 2,1 | 2,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 15,5 | 14,9 | 14,3 |
Ввозные таможенные пошлины | 7,4 | 7,7 | 8,1 |
Вывозные таможенные пошлины | 31,2 | 30,4 | 30,0 |
Прочие доходы | 9,5 | 8,5 | 6,9 |
В структуре доходов федерального бюджета большую часть составляют налоговые доходы (свыше 8,4% к ВВП), меньшую часть - неналоговые доходы (7,1% к ВВП).
Доходы федерального бюджета РФ в 2010 год (17,3%) несколько ниже сопоставимых доходов в Германии (20,3 %), но сравнимы с данными по Японии (17,1 %), однако структура основных видов доходов консолидированного бюджета Российской Федерации заметно отличается от соответствующей структуры доходов в экономически развитых странах.
Таблица 11.3
Структура основных видов доходов консолидированных бюджетов по странам «большой семерки[116]» и Российской Федерации[117]
(в % к общей сумме доходов)
Показатели | США | Япония | Германия | Великобритания | Франция | Италия | Канада | Россия | |||
Налог на прибыль | 9,0 | 25,2 | 3,1 | 8,2 | 6,0 | 6,9 | 10,4 | 15,5 | |||
Налог на доходы физических лиц | 31,1 | 21,6 | 25,9 | 15,1 | 24,8 | 30,4 | 10,3 | ||||
Налог на имущество | 9,0 | 0,9 | 1,9 | 10,9 | 9,2 | 1,7 | 8,2 | 2,0 0,06* | |||
НДС и налог с продаж | 6,3 | 7,3 | 15,6 | 15,3 | 14,1 | 13,1 | 11,5 | 13,2 | |||
Акцизы | 2,9 | 0,0 | 6,0 | 7,7 | 4,0 | 4,5 | 3,7 | 2,2 | |||
Отчисления на социальное страхование | 20,3 | 31,0 | 37,6 | 19,9 | 36,3 | 28,6 | 12,6 | 14,1 | |||
Другие доходы | 21,3 | 35,7 | 14,2 | 12,1 | 15,4 | 20,4 | 23,2 | 42,7 | |||
Всего доходов | |||||||||||
* доля налога на имущество физических лиц
В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в сравнении со странами «большой семерки» значительно меньше доля подоходного налога, налога на имущество, социально-страховых взносов, акцизов (за исключением Японии), доля НДС сопоставима с европейскими странами. Значительная доля других доходов объясняется тем, что в их число входят налоги на добычу природных ресурсов и таможенные пошлины.
Структура бюджетных доходов в странах СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия) различна. Но во всех перечисленных странах доля НДС, акцизов и социальных взносов (кроме Казахстана) превышает аналогичные показатели бюджетной системы России.
Таблица 11.4
Структура доходов консолидированных бюджетов отдельных стран СНГ (2007 г.) и России
(в % к общей сумме доходов)
Показатели | Украина | Белоруссия | Казахстан | Молдавия | Россия 2008 г. |
Налог на прибыль | 11,7 | 8,1 | 27,4 | 6,6 | 15,5 |
Налог на доходы физических лиц | 11,8 | 6,2 | 7,9 | 5,9 | 10,3 |
Налог на имущество | 0,6 | 3,1 | 3,0 | 1,0 | 2,0 0,06* |
НДС и налог с продаж | 19,7 | 25,7 | 22,5 | 34,0 | 13,2 |
Акцизы | 3,5 | 6,3 | 2,2 | 6,2 | 2,2 |
Отчисления на социальное страхование | 31,0 | 22,8 | - | 22,9 | 14,1 |
Другие доходы | 21,7 | 27,8 | 37,1 | 23,4 | 42,7 |
Всего доходов |
* доля налога на имущество физических лиц
Вопросы для повторения и обсуждения:
1. Что выражает, по-вашему, налог – административный принудительный платеж, или добровольные экономические отношения, связанные с оплатой общественных благ коллективного пользования?
2. Перечислите свойства оптимальной налоговой системы.
3. В чем суть утилитаристского и ролсианского подходов к налоговой системе?
4. Как вы понимаете переложение налогового бремени?
5. Что означает «оптимизация» налогообложения?
6. В чем суть налоговой реформы в России последнего десятилетия?
7. Какие налоги являются основными доходными источниками:
федерального бюджета; регионального бюджета; - бюджета муниципального района и городского округа; - бюджета сельского поселения?
ГЛАВА 12. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Теоретические основы ГФК
2.Современная история и нормативно-правовая основа ГФК
3. Принципы и формы ГФК
4.Классификация видов ГФК
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГФК
Новое содержание экономических отношений в России конца ХХ века, основу которых составляет переход к рыночным условиям и формирование демократического государства и гражданского общества, потребовали изменения и совершенствования всех государственных институтов. В этот период стало очевидным, что одним из важнейших условий существования сильного государства является создание эффективной системы государственного финансового контроля. В этой связи необходимо исследовать вопросы, составляющие основу теоретических концепций финансового контроля и определить и уточнить сущность понятийного аппарата, используемого в научной литературе данного направления.
Собственно понятие контроль произошло от французского controle – список, ведущийся в двух экземплярах, проверка чего либо – либо, например выполнения законов, планов, решений и т.п.[118] Это понятие трактуется также как процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов: установление стандартов деятельности системы, подлежащей проверке, измерение достигнутых результатов и их сравнении с ожидаемыми результатами, корректировка управленческих процессов, если результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль – как экономическая категория обладает своим содержанием и понятийным аппаратом и имеет двоякий смысл. Первое – это составная часть управления экономическими объектами и процессами, включающая наблюдение за объектом с целью проверки соответствия состояния объекта желаемому состоянию, предусмотренному нормативными документами. Второе - это контроль над объектом, сосредоточение полномочий управления в одних руках.[119]
Контроль – также рассматривается как комплексная функция и неотъемлемая часть деятельности по управлению, и как самостоятельный управленческий процесс, и целостная система. Применительно к государственному контролю в управлении необходимо говорить о контроле как о систематической и конструктивной деятельности органов государственной власти и управления.
Под контролем понимается процесс, обеспечивающий функционирование хозяйствующего субъекта в соответствии с поставленными задачами и решениями, направленными, в итоге, на достижение запланированного результата.
В то же время можно отметить, что «контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем»[120]
Понятие финансовый контроль в научной литературе представляет предмет дискуссий и окончательно не определено. В современной экономической литературе имеются различные определения понятия финансового контроля и его сущности.
В последние годы активно ведется изучение финансового контроля как института и научной категории в четырех основных направлениях[121]: первое – теория контрольной деятельности; второе – развитие института счетно-ревизионной деятельности в России. В рамках третьего направления финансовый контроль рассматривается как институт финансового права, в рамках четвертого – как экономическая категория.
Финансовый контроль - это комплексное изучение эффективности, законности и достоверности осуществления хозяйственных действий, на основе использования предусмотренных законодательными актами нормативных форм отчётности и иной информации, в сочетании с изучением фактического состояния объекта хозяйствования.
Ни одно государство не может эффективно функционировать без отлаженной системы государственного контроля, особенно без финансового контроля, имеющего особую важность для жизнедеятельности общества. Непонимание этой истины в Российской Федерации проявлялось в ослаблении финансового контроля в период перехода к рыночным отношениям, причем ослабление контроля происходило под предлогом развития демократии и хозяйственной самостоятельности.
Экономическая суть финансового контроля – содействие целевому эффективному использованию государственных финансовых средств, недвижимого и движимого и движимого имущества и другой государственной собственности и собственности муниципальных образований[122]
Категория финансовый контроль существует как в экономической, так и юридической науке достаточно давно. В дореволюционном законодательстве термин «финансовый контроль» не встречается. Данный вид деятельности назывался «государственным контролем». В советской науке понятие финансовый контроль определялось как деятельность «специальных институтов государственного контроля». Следовательно, под финансовым контролем подразумевался именно государственный финансовый контроль.
В 90-е гг. XX столетия происходит становление в России института негосударственного финансового контроля – аудита. Данное обстоятельство влияет на изменение в терминологии. В современной науке финансовый контроль разделяется на государственный и негосударственный (коммерческий) финансовый контроль. Под государственным финансовым контролем понимается только бюджетный контроль, в который входит контроль как за приходом (налоговый контроль), так и за расходованием казенных денежных средств. Негосударственный финансовый контроль (аудит), в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
В целом, можно сказать, что финансовый контроль есть специальная отрасль в системе общего властного контроля, она характерна для всех финансово-правовых институтов. Важным является то, что в результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности[123].
Определение понятия финансовый контроль не должно сводиться только к деятельности по проверке правильности движения государственных денежных средств, это ещё и фактор, непосредственно влияющий на мотивацию людей – участников финансовых правоотношений.
С юридической точки зрения государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным институтом финансового права.
Финансовый контроль имеет двойственную природу[124]. С сущностной стороны, отражая движение финансовых средств, он выступает как объективная необходимость воспроизводственного процесса в любой общественно-экономической формации, является носителем тех финансовых отношений, которые присущи именно данной, конкретной общественно-экономической формации. Эта сущность проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
С другой стороны, финансовый контроль проявляется через деятельность органов финансового контроля, осуществляющих государственный, внутрихозяйственный и независимый от властных органов и субъектов хозяйствования контроль (аудит). Это позволяет обществу определить, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования и эффективно и результативно ими используются.
Финансовый контроль - экономическим отношениям по поводу формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики в процессе расширенного воспроизводства материальных благ и услуг, проявляющиеся в контроле специально созданных органов за финансовой деятельностью экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, хозяйствующих субъектов и физических лиц), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций в процессе реализации экономической политики, позволяющей оценить, насколько эффективно использованы ресурсы для достижения поставленной цели и выявить отклонения от целевой функции[125].
Соглашаясь в целом с идеей описать не только сущность ФК как экономической категории, но и выявить цели, задачи, объекты и, правовую основу и даже методологию финансового контроля, дадим собственное понимание финансового контроля.
Финансовый контроль - это комплексное изучение эффективности, законности и достоверности осуществления хозяйственных действий, на основе использования предусмотренных законодательными актами нормативных форм отчетности и иной информации, в сочетании с изучением фактического состояния объекта хозяйствования [126]
Финансовый контроль является составной частью процесса управления финансами, законодательно регламентированной деятельности специально созданных учреждений контроля за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины.
Приоритетной задачей современного государства является осуществление контроля за государственными финансами и исполнением государственного бюджета.
Мировая практика свидетельствует о том, что сильное государство не может существовать без эффективной и действенной системы государственного финансового контроля (ГФК).
Государственный финансовый контроль – это система мер, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, предупреждения и выявления финансовых нарушений.
Государственный финансовый контроль, являясь одной из форм финансового контроля, способствует обеспечению законности, охране собственности, правильному эффективному и экономному использованию бюджетных, заёмных и собственных средств, помогает вскрывать нарушения финансовой дисциплины. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций и работающих в них людей, по выявлению отклонений фактически установленных показателей использования государственных финансовых ресурсов, от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития.
В современном законодательстве легитимное определение государственного финансового контроля содержится в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», где указано, что государственный финансовый контроль — это контроль за:
• исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• организацией денежного обращения;
• использованием кредитных ресурсов;
• состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
• предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
При этом очевидно, что не любое использование кредитных ресурсов контролируется государством. Предоставление финансовых льгот также может предоставляться друг другу субъектами коммерческой деятельности. Поэтому была очевидна необходимость совершенствования определения.
В модельном законе «О государственном финансовом контроле»[127] предлагается следующее определение:
Государственный финансовый контроль — это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства РФ и субъектов РФ, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов.
Синтезируя рассмотренные определения, можно вывести следующие обязательные признаки государственного финансового контроля.
1. Контролирующий субъект — органы государственной власти. Деятельность государственных органов осуществляется в пределах их компетенции, превышение которой является незаконной. Поэтому указание в определении на деятельность государственных органов в пределах установленной компетенции является лишним.
2. Контролируемый субъект — органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица. Действительно, сегодня ни один орган не рассматривается как исключенный из сферы государственного финансового контроля. Контролируются расходы на содержание депутатов Государственной Думы, расчет налогов с заработной платы аудиторов Счетной палаты, планируется введение контроля за крупными расходами всех физических лиц и т.д.
3. Объект контроля — финансовая и связанная с ней хозяйственная деятельность контролируемых субъектов. Хотя трудно представить хозяйственную деятельность, не связанную с движением финансовых потоков, возможно, какие-то ситуации создают хозяйственную операцию, движение финансовых потоков по которой не существует (например, работники завода выходят на субботник (бесплатно) по уборке территории завода). Конечно, не вся финансовая деятельность контролируется государством, а только та ее часть, которая отнесена законом к области государственного контроля. Однако упоминание об этом в определении также будет излишним, так как деятельность государственных органов может осуществляться только в пределах своей компетенции. Тем не менее, чтобы подчеркнуть «нетотальность» государственного контроля, в определение можно включить ограничение сферы контроля как «в установленных законом пределах».
4. Цель контроля — оценка соблюдения контролируемыми субъектами норм финансового законодательства Российской Федерации. Указание на цель оценки эффективности и рациональности расходования контролируемых средств является не столь необходимым, так как обязанность эффективного и рационального расходования бюджетных средств закреплена в ст. 160 и 163 Бюджетного кодекса РФ, т.е. в финансовом законодательстве, а кроме того, неприменима к такой сфере государственного контроля, как налоговый и таможенный контроль.
Таким образом, государственный финансовый контроль может быть определен как функция государства, представляющая собой систему прав, обязанностей и действий государственных органов по проверке в установленных законом пределах финансовой и связанной с ней хозяйственной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, законно установленных норм финансового права и (или) оценке совершенных ими операций на предмет соблюдения финансовых интересов государства.
К основным задачам государственного финансового контроля относят:
• организацию и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценку обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
• обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
• оценку эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• улучшение бюджетной и налоговой дисциплин и т.д.
Государственный финансовый контроль представляет собой систему институтов, инструментов и объектов[128] по проверке законности и целесообразности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления. Являясь одной из форм финансового контроля, государственный контроль, обязан способствовать соблюдению законности, охране государственной собственности, эффективному использованию бюджетных, заёмных и собственных средств, предупреждать и выявлять нарушения финансовой дисциплины.
ГФК является одной из функций управления, представляющей систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки обоснованности и эффективности принятых финансово-управленческих решений, выявления возможных отклонений с целью принятия корректирующих мер.
ГФК является способом организации обратных связей, благодаря которым органы, уполномоченные принимать властные решения, получают информацию о ходе выполнения принятых ими нормативных правовых актов.
Рассматривая ГФК как функцию государственного управления финансовыми потоками, следует отметить, что эта функция в определенной степени осуществляется всеми органами государственной власти и местного самоуправления независимо от характера их основной деятельности. Это связано с тем, что ГФК является объективной необходимостью воспроизводственного процесса, обусловленной сущностью финансов, поэтому он не может осуществляться в изолированном виде. Объем контрольной деятельности, ее формы и методы, охват контрольными мероприятиями различных отраслей экономики зависит от границ сферы управления и статуса органа, осуществляющего контрольные полномочия в рамках ГФК.
Эта отличительная особенность ГФК заставляет требовательно подходить к его конкретизации относительно каждого уровня управления и каждого органа, наделенного соответствующими контрольными полномочиями, чтобы избежать параллелизма и дублирования в управлении финансами. К сожалению, этот вопрос, лежащий на поверхности теоретических основ, определяющих сущность финансов, ускользает от внимания разработчиков концептуальных подходов создания в стране действенной, четко отлаженной единой системы ГФК.
В Российской Федерации действует целый ряд государственных органов, осуществляющих финансовый контроль на уровне Федерации в целом:
1) государственные органы общей компетенции: Правительство РФ, Контрольное управление Президента Российской Федерации;
2) государственные органы финансового контроля: Счетная палата РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу и т.д.;
3) государственные органы специальной компетенции: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и т.д.;
4) уполномоченные агенты финансового контроля: например, банки, отслеживающие движение денежных средств, в том числе выраженных в иностранной валюте.
На уровне субъектов Федерации действуют как территориальные подразделения федеральных органов финансового контроля, так и органы финансового контроля субъектов Федерации, например Контрольно-счетная палата г. Москвы.
Государственный финансовый контроль – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение экономической обоснованности использования финансовых ресурсов в государстве, выявления финансовых нарушений и их предупреждения. Это непрерывная, объективно обусловленная деятельность специализированных организаций и соответствующих специалистов по выявлению отклонений показателей исполнения государственных финансовых ресурсов от установленных для них норм, а также в целях планирования процессов социально-экономического развития.
Сущность государственного финансового контроля выражается триединой формулой:
1. выявление разного рода нарушений в процессе управления государственными финансами и в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
2. обеспечение их устранения, то есть принятие корректирующих мер по результатам контроля;
3. анализ факторов их возникновения и разработка профилактических мер по их предотвращению и недопущению.
Финансовый контроль обеспечивает, с одной стороны, возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны – исполнение принятых решений. Эти стороны финансового контроля находятся в неразрывном единстве и динамичном взаимодействии в ходе управленческого процесса. Действенный, эффективный государственный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрыть, но и устранить различные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности и в процедурах управления государственными финансовыми потоками, а также объяснить причины нарушений, обнаружить сопутствующие тенденции, выработать предотвращающие их меры.
В конечном итоге система государственного финансового контроля предназначена для реализации финансово-экономической политики государства, создания условий для финансовой стабилизации, способствует обеспечению финансовой безопасности государства. Государственный финансовый контроль является важной составляющей в процессе создания информационной системы о финансово-хозяйственных аспектах деятельности государства и его хозяйствующих субъектах, об отдельных аспектах управления общественными финансовыми потоками. От полноты, качества и достоверности такой информации зависит эффективность решений на всех уровнях управления и во всех аспектах хозяйствования.
Анализ приведенных выше определений понятий финансового контроля и государственного финансового контроля показывает, что четкое разделение и закрепление понятий ГФК в соответствии с теми сферами, которые подвергаются контролю отсутствует. По этим причинам часто понятия «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «государственный финансовый контроль в бюджетной сфере» отождествляются или используются как синонимы. Вкладываемый смысл в понятия «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» зависит от автора и контекста каждого конкретного исследования. Следовательно, с учетом трансформации терминов и развития сфер применения финансового контроля необходим современный подход к классификации ГФК, который невозможен без законодательного закрепления понятия «государственный финансовый контроль», разграничения сфер его применения и органов, ответственных за его осуществление.
Необходимо различать такие понятия как государственный контроль и государственный аудит.
Государственный аудит описывает все, что относится к системе внешнего, независимого публичного контроля за деятельностью органов государства, который осуществляют специализированные государственные органы, а государственный контроль используется для институтов и процедур, связанных с осуществлением внутреннего самоконтроля государства (прежде всего органов исполнительной власти)
Родиной аудита в современном понимании является Англия. В ХХ век центром развития аудита становятся США. Из направления коммерческого аудита выделилось новое – внутренний финансовый аудит). Таким образом, государственный аудит – система внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными)- является одним из институтов социального контроля, который возникает в условиях распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений между государством, обществом и человеком.
С.В.Степашин в монографии «Государственный аудит и экономика будущего»[129] отмечает социальную направленность аудита с учетом того,что «социальный контроль, при этом означает, способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное и согласованное функционирование ее элементов и воспроизведение ее существующих структур[130]. Он регламентирует и консолидирует деятельность членов социума, обеспечивая его стабильное (устойчивое, равновесное) функционирование, позитивное развитие и прогресс».
Внешний аудит, осуществляемый специальным органом от лица общества, является обязательным элементом общественного управления финансами. При этом аудит считается не самоцелью, а неотъемлемой частью системы общественного регулирования, т.е. системы социального контроля.
Государственный аудит выполняет не только регулятивные функции, но и конструктивные, т.к. оказывает непосредственное влияние на осуществление благоприятных для развития общества изменений.
Необходимо также разделять государственный аудит как институт, т.е. систему норм, правил и механизмов принуждения к их исполнению, регулирующих специализированные общественные отношения, государственный аудит как вид специальной деятельности, профессионально осуществляемой работниками особого конституционного органа, и государственный аудит как процесс осуществления независимой оценки стандартизированной информации государственных органов об использовании ими общественных ресурсов и вынесения объективного заключения о достоверности предоставленной информации, а также о соответствии деятельности органов исполнительной власти в сфере управления общественными ресурсами критериям законности, эффективности и результативности.
Государственный аудит и государственный контроль - необходимые и взаимодополняющие элементы любой современной системы управления общественными ресурсами. В России аудиторская деятельность получила свое развитие с 1993 года, когда был принят первый законодательный акт «Об аудиторской деятельности».