Налоговая система и налоговая реформа в России
Современная налоговая система Российской Федерации базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. На сегодняшний день по своей структуре и построению российская налоговая система отражает общераспространенные в мировой практике системы налогообложения.
Новизна налоговой системы России проявляется в следующем:
1) базируется на правовой основе – Налоговом кодеке РФ;
2) построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;
2) включает новые налоги и предусматривает существенные изменения в порядке исчисления налоговых льгот;
3) устанавливает четкую последовательность при уплате налогов;
4) обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями получателей дохода;
5) представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных.
Структурно налоговая система Российской Федерации состоит из следующих элементов:
1) Налоговое правоРоссийской Федерации. Страна имеет федеративное государственное устройство, поэтому все нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения, кодифицированы в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) и разделяются по уровням органов государственной власти на федеральные, региональные и местные законы и нормативные акты органов исполнительной власти;
2) Субъектыналоговой системы, к которым относятся:
§ налогоплательщики;
§ налоговые агенты;
§ налоговые органы;
§ сборщики налогов;
§ третьи лица;
§ банки и кредитные учреждения.
3) Налоговые отношения, которыми связаны субъекты системы. Под налоговыми отношениями понимаются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
4) Налоги и сборы, которые являются предметом налоговых отношений. Каждый налог обладает набором общих элементов, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, сроки его уплаты, налоговые льготы.
Если соединить все элементы налоговой системы, то можно сделать вывод, что налоговая система России представляет собой совокупность субъектов, которые связаны налоговыми отношениями по поводу взимания налогов и сборов на основе действующего налогового права.
Налоговые доходы, являющиеся основным источником доходов бюджетов, разделяются на собственные налоги, поступающие в один уровень бюджетной системы, и налоги закрепленные, которые в определенной пропорции разделяются между разными уровнями бюджета.
Налоговым кодексом РФ определены: 8 федеральных, 3 – региональных, 2 – местных налога и 4 специальных налоговых режима.
Учитывая, что в нашей стране бюджетная система построена с учетом федеративного устройства государства, налоговая системавключаетналоги, поступающие в какой-либо один уровень бюджетной системы, а также налоги, которые делятся между бюджетами.
Ст.13 Налогового Кодекса. Федеральные налоги и сборы:
1.Налог на добавленную стоимость (НДС).
2.Акцизы.
3.Налог на прибыль.
Акциз
Слово «акциз» имеет латинские корни и восходит к глаголу «обрезать». Акциз – налог, которым облагаются некоторые виды товаров и услуг, как правило, предметы роскоши и предметы не первой необходимости. Будучи косвенным налогом, он включается в цену товара.
Акциз – родной брат пошлины и таможенных сборов, но собирается, в отличие от них, с отечественного производителя за право торговать внутри страны. Эти «родственники» являются древнейшими видами налогов и применяются уже не одну тысячу лет.
4.Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Интересное о важном:
В Дании наивысшая ставка подоходного налога равняется 68%. С учетом 1%-ного налога на имущество общий подоходный налог может в исключительных случаях превысить 100%! Страна с самой низкой ставкой подоходного налога – Бахрейн. В Катаре подоходный налог вообще не взимают.
5.Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
6.Водный налог.
7.Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
8.Госпошлина.
Ст.14. Региональные налоги:
1.Налог на имущество организаций.
2.Налог на игорный бизнес.
3.Транспортный налог.
Ст.15. Местные налоги.
1.Земельный налог.
2.Налог на имущество физических лиц.
К федеральным налогам относятся НДС, большинство акцизов, большая часть налога на добычу природных ископаемых, таможенные пошлины, водный налог, госпошлины. К налогам, которые делятся между бюджетами разных уровней, относятся, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на малый бизнес, другие налоги.
Например, налог на прибыль делится следующим образом: с 2009 г. предприятие-налогоплательщик платит 20 % от прибыли, из которых в федеральный бюджет идет 2,5% налога, а 17,5 % достается бюджету региональному.
Существуюттакже специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать введение федеральных налогов, не указанных выше. Порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым Кодексом РФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанностипо уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
К ним относятся:
1.Упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса;
2.Система налогообложения в виде единого дохода на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
3.Единый сельскохозяйственный налог;
4. Система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Помимо общих налогов в России взимаются также целевые налоги, поступающие в специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Наиболее важными из них являются страховые взносы, направляемые в государственные внебюджетные фонды социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд Социального страхования, фонды Обязательного медицинского страхования.
Структура бюджета включает доходы и расходы. Доходы бюджета состоят из нескольких частей. Основная – это налоги, однако есть и другие составляющие – неналоговые доходы,безвозмездные перечисления.
Налоги составляют наибольшую часть всех доходов бюджета.
Каждый налог либо полностью закреплен за определенным уровнем бюджета, являясь его доходным источником (собственный налог), либо в определенной пропорции разделяется между разными уровнями (регулирующий или совместный налог).
Вторая часть доходной части бюджета – неналоговые доходы. К ним относятся все те доходы, которые собираются государством за счет владения и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда), часть доходов от деятельности государственных предприятий и так далее.
Таблица 11.1.
Неналоговые доходы бюджета
От внешнеэкономической деятельности (таможенные платежи) |
От использования имущества в государственной и муниципальной собственности (дивиденды по акциям, прочие формы участия в капитале; сдача в аренду, проценты от бюджетных кредитов, часть прибыли ЦБ, часть прибыли унитарных предприятий и т.п.) |
От оказания платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, и компенсации затрат государства (реестры, визы, лицензии) |
От продажи имущества |
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации и т.п.) |
Средства самообложения граждан |
Иные неналоговые доходы |
Третья часть доходов бюджета – безвозмездные перечисления. Это финансовая помощь из бюджетов вышестоящего уровня бюджетам нижестоящим (дотации, субсидии, субвенции, другие трансферты), а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы, которые заложены в трехлетнем федеральн бюджете 2009-2011 гг., получены, во многом, благодаря проведенным на предшествующем этапе налоговой реформе, цели которой были следующими:
1)обеспечение сбалансированности бюджетной системы;
2)снижение налоговой нагрузки;
3)снижение долговой нагрузки;
4) концентрация на приоритетах;
5)упрощение налоговой системы, рост налоговой дисциплины.
Суть реформы – в упрощении налоговой системы, повышении прозрачности налоговых процедур и, главное, сокращении совокупного налогового бремени для бизнеса при росте налоговой дисциплины. При этом Правительству РФ постоянно приходится решать противоречивую задачу: необходимо снижать налоги, но нельзя сокращать доходы бюджетной системы, поскольку именно они являются экономической основой для предоставления населению общественных услуг. Решается такая экономическая задача за счет расширения доходной базы бюджетов разного уровня. В условиях экономического роста при сокращении налоговых ставок – доходы бюджета в абсолютных размерах растут, в условиях мирового экономического кризиса налоговый инструментарий претерпевает изменения.
Для стимулирования предпринимательства были постепенно сокращены, либо отменены целый ряд налогов. За прошедшее десятилетие снизились ставки важнейших налогов – налога на прибыль с 32 до 24%, затем до 20%, налога на доходы физических лиц – вместо прогрессивной шкалы (от 12 до 35%) введена единая ставка в 13%; снижена основная ставка налога на добавленную стоимость с 28 до 18%, единого социального налога с 35,6 до 26 %.
Отменены «дорожные» налоги - на пользователей автомобильных дорог, на приобретение горюче-смазочных материалов, а также налог с продаж, на содержание объектов социально-культурной сферы и многие другие. Существенно упрощены налоги на малый бизнес.
Отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. При этом существенно увеличен налог на игорный бизнес.
О снижении налоговой нагрузки на предпринимателей и граждан свидетельствует и снижение доли доходов бюджета по отношению к ВВП. До «перестройки» в федеральном бюджете консолидировалось около половины ВВП, как это сейчас происходит во Франции, Германии, а в скандинавских странах еще больше – две трети валового продукта. В настоящее время доля консолидированного бюджета России – свыше трети ВВП, еще около 8% аккумулируется в государственных внебюджетных фондах, поэтому совокупная нагрузка на отечественного товаропроизводителя сократилась по сравнению с доперестроечным периодом, и стала сопоставимой с налоговой нагрузкой в европейских странах.
В течение 2000-2008 гг. наблюдался постоянный рост доходов федерального бюджета, в основном, за счет налогов на внешнеэкономическую деятельность (таможенные пошлины), НДС, налогов за пользование природными ресурсами и налога на прибыль предприятий и организаций. Изменения налогового законодательства носят прогрессивный характер – часть из них способствует росту налоговой базы федерального бюджета, другая часть приводит к ее уменьшению, но направлена на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий и предпринимателей, третья – социально оправданна, например, отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, увеличение вдвое ставки налога на игорный бизнес. С 2009 г. вследствие мирового кризиса доходы бюджетной системы существенно сократились (см.гл 11,табл.11.4).
В последние годы продолжено совершенствование налогового законодательства: принято упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, при экспорте продукции, снижение налогов для поддержки товаропроизводителей в условиях мирового кризиса
Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. Существенно возрос налоговый вычет при налогообложении доходов физических лиц.
Повышен верхний предел дохода для организации малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах, дифференцированы ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности.
Налоговые курьезы
Более 300 лет назад в России был введен знаменитый налог на бороду: Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 рублей, первостатейные купеческие - в 100 рублей, рядовые торговые - в 60 рублей и холопьи – в 30. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку.
«Банный налог»: Еще одно изобретение Петра - налог на бани. По указу 1704 г думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы - по 1 рублю, крестьяне - по 15 копеек. Или плати – или не мойся.
Римский император Веспасиан, который правил в 70-х годах нашей эры, ввел «Налог на туалеты». Именно с того времени существует выражение «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот налог стал обязательным - они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
В Бюртемберге в 18 веке брали «Налог на воробьев». С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто был не состоянии учинять насилие, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклонится от уплаты от этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставал их на городской свалке.
«Налог на мир» до сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.
«Налог на бездетность» - самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории, и удерживался только в СССР и Монголии.
«Налог на тень» - он взимается в Венеции с 1993 года. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. Кстати, еще в Византии платили "налог на воздух", размер которого зависел от размера здания.
«Налог на секс» - в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в которых стоят проститутки в квартале "красных фонарей". Налог приносит бюджету порядка 4 миллионов франков.
«Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год.