Реструктуризация государственных предприятий
Во всём мире, начиная с 1980-х годов прошлого столетия, идёт процесс разгосударствления экономики. Процесс разгосударствления развивается во всех группах стран: экономически развитых, развивающихся странах Азии и Африки, в бывших социалистических странах – странах с переходной экономикой. Наиболее интенсивно и в больших масштабах он происходил и происходит в последней группе стран, к которой относится и Россия. Это очень длительный процесс, охватывающий практически все сферы экономики. Он включает в себя такие направления как дерегулирование экономики, приватизацию государственных предприятий, их реструктуризацию.
Разгосударствление – это процесс изменения экономической роли государственного сектора в экономике, - снижение его доли в производственной сфере, дерегулирование хозяйственной деятельности, приватизация и реструктуризация государственных предприятий, формирование государственного сектора нового типа.
Дерегулирование экономики означает общую либерализацию хозяйственной жизни, сокращение административно-правовых ограничений в деятельности частных и государственных предприятий в производственной и финансовой сфере, направленные на повышение эффективности экономики.
В рамках общего процесса разгосударствления и дерегулирования развивается и процесс реструктуризации государственных предприятий.
Реструктуризация государственных предприятий (реформа государственных предприятий)–это комплекс мер, направленных на изменение принципов их действия, изменение системы управления, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Условно можно выделить три основных направления реструктуризации государственных предприятий:
Þ во-первых, реформа системы управления государственными предприятиями, включая использование других организационно-правовых форм,
Þ во-вторых, усиление элементов конкуренции в тех сферах, где действуют государственные предприятия,
Þ в-третьих, приватизация государственных предприятий.
Первоначально необходим принципиальный финансово-экономический анализ, который включает в себя не только анализ затрат и результатов деятельности предприятия, но и сопоставление эффективности государственного предприятия с эффективностью частных предприятий, если это в принципе возможно. Кроме этого необходим общий экономический анализ сферы деятельности предприятия с целью выявления возможных источников провалов государства с позиций экономической эффективности. Наконец, необходимо определение особенностей механизма формирования бюджета предприятия для того, чтобы выявить возможные сбои государства с позиций теории общественного выбора.
На основе этого анализа, возможно, принимается решение о приватизации государственного предприятия. В этом случае разрабатывается процедура приватизации, определяются сроки и конечные цели с точки зрения повышения эффективности производства.
Если принято решение о том, что предприятие или организация остаются в рамках государственного сектора, то осуществляется реформа системы управления предприятием, меняется его организационно-правовая форма, позволяющая повысить эффективность предприятия. В принципе эти изменения происходят в направлении предоставления большей самостоятельности менеджменту предприятия, внедрения принципов прибыльности, рыночного соизмерения затрат и результатов. Этот процесс получил название корпоратизации государственных предприятий. Другое название корпоратизации – коммерциализация деятельности государственных предприятий.
Корпоратизация государственных предприятий осуществляется и в том случае, если в перспективе предстоит его приватизация. Этап корпоратизации должен предварять приватизацию. Корпоратизация позволяет повысить эффективность предприятия, даёт возможность рынку оценить стоимость активов предприятия, выявить резервы и узкие места, как в управлении, так и в производстве на данном предприятии. В этом случае приватизация становиться более обоснованной, а общество получает реальную компенсацию стоимости приватизированного предприятия.
Корпоратизация государственных предприятий означает реформу управления предприятием, новую организационную форму предприятия, предполагающую большую самостоятельность и независимость менеджмента, введение "жесткого бюджетного ограничения", возможность конкурировать с частными предприятиями.
Данное направление реструктуризации государственных предприятий является очень эффективным. Значительная часть причин неэффективности государственных предприятий ликвидируется при корпоратизации. Государственные корпорации остаются собственностью государства. Совет директоров назначается парламентом. Вместе с тем, политическое влияние на непосредственную деятельность корпорации уменьшается. Корпорация реализует свою продукцию на рынке, распоряжается своими доходами, отвечает по обязательствам также как и частная компания, может получать финансы на рынке заимствований, устанавливает стимулирующие системы заработной платы.
Но многие государственные организации в принципе не могут быть рыночными, действовать как частная компания. Это относится ко многим организациям, предоставляющим услуги всем участникам рыночной экономики, организациям, услуги которых не могут быть измерены рынком в стоимостном выражении. Реструктуризация таких организаций осуществляется в рамках формирования так называемых "организаций, ориентированных на результаты" (performance-based organizations). Например, государственное управление по патентам и изобретениям в Великобритании в результате реформы превратилось в такого рода государственную организацию.
"Организация, ориентированная на результаты" - это государственная организация, в большей степени отдалённая от рынка по сравнению с государственной корпорацией, но формирующая свою деятельность и систему оплаты труда служащих в зависимости от результатов, измеренных особым образом.
Важнейшими условиями превращения обычных государственных организаций в "организации, ориентированные на результаты", выступают, во-первых, возможность в той или иной форме измерить результаты деятельности организаций, и, во-вторых, возможность выполнения ими своих функций при переходе к новой организационно-правовой форме[77].
Таким образом, возможные организационные преобразования государственных предприятий и организаций включают: корпоратизацию (коммерциализацию), формирование "организаций, ориентированных на результаты", приватизацию.
Таким образом, анализ проблемы эффективности государственных предприятий в современных условиях позволяет сделать некоторые общие выводы:
• В настоящее время происходит стабилизация роли государственных предприятий в экономике стран ОЭСР,
• на Западе возрождается интерес к деятельности государственных предприятий,
• постепенно исчезает образ государственных предприятий как синоним неэффективности.
В связи с этим необходимо изучать опыт реструктуризации ГП в странах ЕС в целях его адаптации к условиям нашей трансформационной экономики, а также необходимо изучать послеприватизационный опыт функционирования государственных предприятий в развитых странах.