Государственная финансовая поддержка предприятий.
Государственная поддержка охватывает, во-первых, прямое финансирование из федерального бюджета, во-вторых, размещение на предприятиях государственного заказа, в третьих, налоговые льготы, представленные в рамках инновационной деятельности и программ технического вооружения производства.
Производство продукции в рамках государственного заказа предполагает не только выделение финансовых ресурсов из федерального бюджета, но и соответствующую поддержку государства в форме налоговых льгот. Решение о прямом финансировании государственного заказа принимается на основе расчета бюджетной эффективности, при этом определяется эффект замены, его возникновение связано с тем, что приобретая у предприятия продукцию с лучшими, по сравнению с продукцией аналогичного предприятия, государство получает определенные выгоды. При расчете эффекта замены учитывается длительность использования производимой продукции и это можно произвести двумя вариантами:
1. продукция является товаром однократного применения.
· Выбирается продукция которая имеет аналогичное назначение;
· Для каждого варианта продукции определяется цена ее реализации и рассчитывается коэффициент эквивалентности(характеризует качество единицы продукции заменяющих единицу продукции, производимую в рамках государственной поддержки предприятия);
· По каждому виду продукции устанавливается доля в объеме государственных закупок:
d
Q – объем закупок государством продукции итого вида.
· С учетом структуры закупок рассчитывается эффект замены:
Э
Цt – цена вновь производимой продукции в момент t.
Цit – цена закупки государством продукции аналога.
Rit – коэффициент эквивалентности для продукции аналога в момент t.
dit – доля продукции аналога i-наименьшая закупаемой государством в момент t.
Qt- проектируемый государством объем закупок, производимый в рамках государственной поддержки в момент t.
Е – норма дисконта.
Если имеется альтернатива закупок, то государству выгоднее закупать ту продукцию, для которой обеспечивается минимум следующие функции:
2. продукция длительного использования.
· Выбирают варианты продукции и по каждому варианту определяется доля закупок и коэффициент эквивалентности.
· Определяются сроки службы и объем закупок.
· Для каждого момента времени определяется количество единиц продукции, производимой в рамках государственной поддержки и находящейся в эксплуатации (Qэt)
· Определяется срок службы продукции аналога и устанавливается оптимальный график закупки государством вновь производимой продукции.
· Эффект замены можно рассчитать:
Э
Важно существование нескольких вариантов закупок другой продукции, причем каждый из этих вариантов полностью покрывает потребности государства в данном виде продукции.
В этом случае, если государство стремиться закупить продукцию по минимальной цене, эффект замены будет максимальным.
2. Налоговые льготы как инструмент долгосрочного финансирования предприятия.
Одним из важнейших инструментов государственной поддержки предприятия являются налоговые льготы. Их использование дает возможность минимизировать отток денежных средств и приводит к экономии финансовых ресурсов предприятия.
Она способствует повышению эффективности деятельности предприятия и дает возможность инвестировать средства в развитие производства. В случае задержки бюджетного финансирования, либо оплаты выполняемого государственного заказа, предприятию предоставляется налоговый кредит, представляющий собой отсрочку от трех месяцев до одного года уплаты одного или нескольких налогов. При этом проценты не начисляются.
Важным фактором экономии финансовых ресурсов является использование инвестиционного налогового кредита. В этом случае у предприятия появляется возможность уменьшить налоговые платежи с последующей поэтапной оплате в течении от одного до пяти лет всей суммы предоставленного кредита и тех процентов которые уже были начислены.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в следующих случаях:
· При проведении предприятием НИОКР и технического перевооружения собственного производства, сумма кредита не превышает 30% стоимости приобретенного предприятием оборудования.
· При осуществлении предприятием инновационной деятельности.
· При выполнении предприятием важного государственного заказа (% по инвестиционному налоговому кредиту устанавливаются в пределах от ½ до 2/3 ставки рефинансирования ЦБРФ).