Проблема охраны окружающей среды.
В Великобритании экологическое право стало развиваться в наиболее крупных масштабах в семидесятые годы. Была проведена систематизация природных ресурсов, создана национальная информационная система данных, что, в свою очередь, способствует наиболее полному и качественному контролю за состоянием окружающей среды.
О внимании к проблеме охраны окружающей среды и степени развития механизма, направленного на охрану природных ресурсов, говорит то обстоятельство, что Великобритания раньше, чем другие страны, начала осуществлять на практике принципы экологической оценки хозяйственной продукции, хотя и более длительное время, чем они, препятствовала принятию директивы ЕЭС по экологической экспертизе.
Большое значение в сфере охраны окружающей среды уделяется выявлению негативных последствий, которые оказывают или, чаще всего, могли оказать производственные объекты на природу. Так, общие инструкции по оценке значительности негативных последствий содержатся в отдельных циркулярах и предполагают наличие трех основных критериев значительности:
а) если проект выходит за рамки местного значения, главным образом по своим физическим масштабам;
б) если проект планируется реализовать в экономически уязвимом районе, например, в национальном парке или на территории специального научного интереса, и по этой причине он может оказать значительное влияние на окружающую среду района, даже если этот объект не относится к категории особо крупных;
в) если проект может дать сложные или даже негативные последствия.
В законодательных актах Великобритании, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, особая роль отводится механизмам прогнозирования и защиты окружающей среды от вредных последствий деятельности предприятий.
Основным направлением деятельности, а следовательно, и принципом экологического законодательства Великобритании является своевременное оповещение населения о состоянии окружающей среды.
Охраной окружающей среды занимается множество промышленных компаний, групп и агентов, работающих на местном, национальном и международном уровнях. Все они различными путями способствуют развитию в обществе экологического мышления и внедрению способов устойчивой эксплуатации природных ресурсов.
В Британии число членов таких организаций, занимающихся охраной среды, как Национальный трест (NationalTrust, NT), Королевское общество защиты птиц (RoyalSocietyforProtectionofBirds, RSPB) и различные Тресты любителей диких животных (WildlifeTrust), с 1980 г. удвоилось. В каждом графстве и крупном городе есть свой Трест любителей диких животных, владеющий и управляющий маленькими заповедниками. Эти тресты, работающие в основном на общественных началах, обеспечивают охрану важных для данного района ландшафтов и привлекают своих членов к учету фауны и сбору средств. В распоряжении 48 Трестов любителей диких животных при графствах находится в общей сложности более 2000 заповедников. Эти организации связаны с возникшими позднее 50 аналогичными городскими группами и образуют вместе с ними Товарищество трестов любителей диких животных под эгидой Королевского общества охраны природы (RoyalSocietyforNatureConservation, RSNC). Их молодежный клуб «WATCH» организовал множество общенациональных просветительских проектов, обычно спонсируемых промышленными компаниями. Из недавних примеров можно назвать мониторинг озонового слоя, финансированный фирмой «Volvo», и трехгодичную программу наблюдения за реками, поддержанную Национальной энергосистемой. RSPB владеет 126 в среднем довольно крупными заповедниками. Хотя и предназначенные, прежде всего, для охраны птиц, они обеспечивают защиту самой разнообразной дикой фауны. Коллективным членом RSPB является Молодежный орнитологический клуб.
Другие организации, например NT, занимаются охраной не только дикой фауны и ландшафтов, но и исторических памятников. Тем не менее в собственности NT находятся 340 Мест особого научного интереса (SitesofSpecialScientificInterest, SSSI) в сельской местности и на побережье. Группы типа Треста водоплавающих птиц (утки, гуси, лебеди), Треста редких пород (домашних животных) и Лесного треста по своих задачам более специализированы. Такие организации, как Друзья Земли (FriendsoftheEarth, FoE) и Советы по охране сельской среды Англии, Шотландии и Уэльса (CouncilsfortheProtectionofRuralEngland, ScotlandandWales, соответственно CPRE, CPRS, CRRW) занимаются политическим лоббированием и непосредственным вмешательством в более широких масштабах. Гринпис — влиятельное международное агентство, известное своими спорными, иногда агрессивными, но часто весьма эффективными акциями по защите флоры и фауны — представляет собой международную общественную организацию со штаб-квартирой в Англии, специализирующуюся на сохранении редких видов. Гораздо более известен также базирующийся в Британии Всемирный фонд охраны дикой природы (WorldwideFundforNature, WWF). Он собирает крупные денежные суммы на охрану видов и местообитаний, причем особенно активен в своих международных проектах. Кроме того, он спонсирует широкий спектр программ по экологическому просвещению.
Хотя в Британии и развито общественное движение, помимо него существует много государственных (правительственных или финансируемых правительством) организаций, занимающихся качеством окружающей среды и охраной природы. Основные агентства такого типа— Охрана природы и Комиссия по национальным паркам — созданы сразу после Второй мировой войны. Первое, преобразованное в 1973 г. в Совет по охране природы (NatureConservancyCouncil, NCC), отвечало за создание Национальных природных заповедников (NationalNatureReserves, NNR) с целью сохранения лучших в Британии образцов дикой фауны и естественных местообитаний. К 1990 г. на самом большом острове страны их было организовано более двухсот. Эта же организация выделяла SSSI, к которым на сегодняшний день отнесено примерно 6000 охраняемых участков по всей территории Британии.
Комиссия по национальным паркам занималась организацией в Британии национальных парков. Успех ее деятельности был ограничен, поскольку правом владения землей она не наделялась. Ее задача заключалась в стимулировании местных властей и советов графств к соответствующим действиям и в консультационной помогли им. В пятидесятых годах XX в. в Англии и Уэльсе было создано десять национальных парков — главным образом в горах и на побережье. Норфолкские и Суффолкские озера получили этот статус только в 1988 г.
В 1968 г. Комиссию по национальным паркам заменила Комиссия по вопросам использования и охраны природы (CountrysideCommission, СС), которая стала заниматься более общими проблемами сельской местности. В частности, она обязана выделять области выдающейся природной красоты (AreasofOutstandingNationalBeauty, AONB) и участки побережья, являющиеся национальным достоянием, разрабатывая пешеходные маршруты для их осмотра. Она же консультирует местные и региональные планирующие организации по проблемам, связанным с сельской местностью, обращая особое внимание на пригородную зону. Она стимулирует создание в рекреационных и познавательных целях парков, подчиненных графствам, с целью снижения нагрузки на более чувствительные и научно значимые места, находящиеся ранее в ведении NCC.
В 1987 г. правительство стало выделять фонды Экологически чувствительным областям (EnvironmentallySensitiveAreas, ESA), поощряя фермеров сохранять традиционные формы сельского хозяйства там, где окружающей среде могли бы повредить более современные агротехнические методы. В эту программу включена, в частности, местность Южный Дауне, которой в пятидесятых годах было отказано в статусе национального парка. С 1990 г. для борьбы с перепроизводством продовольствия в Европе у фермеров стали требовать изъятия части земли из сельскохозяйственного использования. При рациональном осуществлении эта программа открывает новые возможности повышения ландшафтного разнообразия сельской местности и сохранения дикой фауны.
К другим важным государственным организациям относятся Лесная комиссия (ForestryCommission), созданная в 1919 г., и Национальное речное управление (NationalRiversAuthority, NRA), учрежденное в 1989 г., а в апреле 1996 г. слитое с Инспекцией по загрязнению (PollutionInspectorate) в новое Агентство по охране окружающей среды (EnvironmentAgency). Лесная комиссия отвечает за производство древесины. Она обязана соблюдать в своих хозяйствах интересы охраны природы и сотрудничать с занимающимися этим государственными и общественными организациями. Хотя в прошлом Лесную комиссию сильно критиковали за широкомасштабные линейные посадки экзотических видов хвойных, сейчас комиссия гораздо полнее учитывает ландшафтные, фаунистические и рекреационные аспекты насаждений. На вырубках высаживаются местные широколиственные деревья, которые важны для воссоздания типичных лесных местообитаний Британии. Национальное речное управление (ныне Агентство по охране окружающей среды) отвечает в Англии и Уэльсе за качество вод и их охрану, контролируя, в частности, их отведение из рек, противопаводковые мероприятия и т. п.
В 1990 г. британское правительство утвердило новое законодательство по охране окружающей среды. Оно подвело юридическую базу под борьбу с загрязнением, экологическую оценку, охрану дикой фауны и сельских ландшафтов. Произошла серьезная реорганизация британских природоохранных агентств с разделением их на самостоятельные ведомства для Англии, Шотландии и Уэльса. В Англии организация Английская природа заменила NCC, но сохранила независимость от СС. В Шотландии и Уэльсе национальные отделения NCC слились с Уэльской и Шотландской СС, образовав единые агентства по охране дикой фауны и сельской среды, названные соответственно Совет по сельской местности Уэльса и Шотландское национальное наследие. Была сформирована новая связывающая их организация — Объединенный комитет охраны природы (JointNatureConservationCommittee, JNCC), куда вошли представители всех этих национальных групп. Этот комитет занимается вопросами, связанными с крупнейшими эстуариями, например Бристольским заливом и Солуэй-Фертом, контроль за которыми требует сотрудничества между национальными структурами.
На охрану природы в Британии все большее влияние оказывают экологические инициативы ЕЭС. Важным нововведением стала Европейская директива по местообитаниям. Ее цель — стимулировать сохранение биологического разнообразия. Каждая страна, входящая в ЕЭС, обязана выявить места, представляющие общеевропейский интерес. Затем окончательный список ключевых для Европы природоохранных территорий будет согласован и утвержден руководством ЕЭС. Эти так называемые Особые охраняемые области (SpecialAreasforConservation, SAC) будут находиться под строгой защитой европейского законодательства.