Консул вправе отказать в совершении нотариального действия, если оно противоречит законодательству представляемого государства, или ущемляет права других граждан, или наносит им моральный ущерб.

Консульская легализация - это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства. Она заключается в удостоверении подлинности подписи должностного лица, подписавшего документ, и печати уполномоченного государственного органа. Порядок консульской легализации устанавливается законодательством государств. Не подлежат легализации документы, противоречащие национальному законодательству или способные своим содержанием нанести ущерб интересам государства.

Документы, исходящие от российских юридических лиц, подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, устав акционерного общества легализуется в нотариально удостоверенной копии при условии, что данный документ зарегистрирован в российском государственном органе и на нем имеются соответствующие отметки и печати о регистрации <1>.

--------------------------------

<1> www.mid.ru

Согласно Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г., к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 г., документы, предназначенные для представления в официальные органы государств - участников Конвенции, удостоверяются в особом упрощенном порядке. Так, уполномоченный орган государства, в котором документ был совершен, проставляет специальный штамп - апостиль.

Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает должностное лицо, подписавшее документ, и подлинность печати и штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать и штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения. Каждое государство - участник Конвенции само определяет и назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией, а также Минская конвенция 1993 г., Кишиневская конвенция 2002 г. государств - членов СНГ определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо дополнительного удостоверения, т.е. без легализации <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Консульская функция по истребованию документов. Российские и иностранные граждане вправе обращаться в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей для истребования необходимых документов. В тех случаях, когда нужный гражданину документ находится на территории Российской Федерации, применяется следующий порядок его истребования <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Заинтересованное лицо обращается в консульский отдел дипломатического представительства или в консульское учреждение в государстве своего пребывания. Оформленный запрос направляется дипломатическим представительством или консульским учреждением через Департамент консульской службы МИД России в соответствующие российские архивные учреждения, которые, в свою очередь, направляют запрашиваемые документы через Департамент консульской службы МИД России в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации <1>. Эта функция вытекает из обязанности российских консулов защищать права и интересы своих граждан.

--------------------------------

<1> Там же.

Консульские функции в отношении судов, воздушных судов (самолетов) и их экипажа. Консул имеет право в пределах своего консульского округа оказывать помощь судну представляемого государства, а также капитану и членам экипажа судна. Кроме этого, консул имеет право подниматься на борт судна и заслушивать доклад капитана о судне, грузе, обстоятельствах плавания, а капитан и члены экипажа судна могут сноситься с ним, как только судну будет разрешено свободное сношение с берегом (п. 1 ст. 17 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 14 июня 1994 г.) <1>.

--------------------------------

<1> www.businesspravo.ru

Консул без ущерба для прав компетентных властей государства пребывания также вправе расследовать происшествия, имевшие место во время плавания судна, и опрашивать капитана и членов экипажа. В случае необходимости консул способствует входу, выходу и пребыванию судна в порту, а также проверяет судовые документы, принимает заявление относительно плавания судна и места назначения (п. 1 ст. 45 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Грузия от 8 октября 1993 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Консул имеет право разрешать в соответствии с законодательством представляемого государства споры между членами экипажа, включая споры между капитаном и членами экипажа, в том числе споры, касающиеся заработной платы и договора о найме (п. 4 "b" ст. 44 Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

В случае приобретения судна за границей консул может выдавать временное свидетельство на право плавания этого судна под флагом представляемого государства. Консул может выполнять и другие дела в отношении судна, порученные компетентными властями представляемого государства, а также обращаться за помощью к компетентным властям государства пребывания при выполнении своих функций (п. "e" ст. 40 и п. 3 ст. 39 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 марта 1994 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Одной из обязанностей консула является оказание помощи в случае повреждения судов представляемого государства. Так, если судно представляемого государства потерпело крушение, село на мель или иным образом пострадало во внутренних водах и территориальном море государства пребывания, компетентные органы государства пребывания в возможно короткий срок информируют об этом консульское учреждение и сообщают ему о мерах, принятых для спасения пассажиров и членов экипажа, судна, его груза и другого имущества. Консул имеет право принимать меры для оказания помощи потерпевшему бедствие судну представляемого государства, членам экипажа, пассажирам, а также может в этих целях обращаться за помощью к властям государства пребывания (п. п. 1, 2 ст. 47 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Туркменистаном от 18 мая 1995 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Консул принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза либо о предполагаемом повреждении судна или груза, а также составляет по просьбе капитана акт о морском протесте. Последний составляется на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и, по возможности, не менее двух свидетелей судовой команды. Акт о морском протесте консул заверяет своей подписью и гербовой печатью. Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными <1>.

--------------------------------

<1> Бобылев Г.В. Консульское право: Учеб. пособие. С. 47.

Положение о Консульском учреждении РФ 1998 г. (п. 8) предусматривает в том числе следующие консульские функции в области защиты прав и интересов граждан представляемого государства на территории государства пребывания:

- содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

- оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

- принятие необходимых мер по обеспечению безопасности российских граждан в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа;

- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций.

Таким образом, консульские учреждения при выполнении консульских функций в области защиты прав и интересов своих граждан руководствуются положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., положениями двусторонних консульских конвенций, заключенных между представляемым государством и государством пребывания, и законодательством представляемого государства с учетом законодательства государства пребывания. При этом двусторонние консульские конвенции включают более полный перечень консульских функций, которые относятся в первую очередь к защите прав и интересов граждан.

Наши рекомендации