Для современного законодательства характерно закрепление принципа равенства правоспособности как для граждан одного государства, так и в силу национального режима в отношении иностранных граждан.

В соответствии, например, с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом". Это означает, что к имущественным отношениям с участием иностранных граждан гражданское законодательство применяется так же, как и для отечественных граждан.

Поэтому иностранные граждане в государстве пребывания обладают правоспособностью, содержание которой определено местным правопорядком. Объем этой правоспособности может быть более либо менее значительным по сравнению с тем, который они имеют в своем отечестве.

Применение личного закона согласно ст. 1196 ГК РФ ограничено определением пределов гражданской правоспособности физического лица. Следует согласиться с М.М. Богуславским, который при характеристике норм международного частного права указывает, что к МЧП относятся коллизионные нормы, определяющие применение права по вопросам начала и окончания правоспособности и дееспособности <1>.

--------------------------------

<1> Международное частное право. Современные проблемы / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1994. С. 121.

Особые правила установлены для определения правосубъектности индивидуального предпринимателя. В этом случае речь идет не об общей право- и дееспособности физического лица, а о специальной правоспособности физического лица - предпринимателя. В соответствии со ст. 1201 ГК РФ право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Критерий места регистрации индивидуального предпринимателя для определения его гражданской правосубъектности получил закрепление и в международных договорах. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества, на территории которого зарегистрирован предприниматель. Следовательно, к специальной правоспособности иностранного гражданина - предпринимателя (если регистрация имела место за рубежом) будет применяться в Российской Федерации не национальный режим, а законодательство той страны, где был зарегистрирован индивидуальный предприниматель. Аналогичное правило установлено в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (п. "а" ст. 11).

Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

В Канаде (кн. 10 ГК 1991 г.) статус и дееспособность физического лица регулируются правом его домицилия. В Тунисе (ст. 40 Кодекса международного частного права 1998 г.) установлено, что дееспособность физических лиц регулируется законом гражданства. В Швейцарии (ст. 35 Федерального закона 1987 г. "О международном частном праве") гражданская дееспособность лица определяется по праву места жительства.

В п. 2 ст. 1197 ГК РФ закреплено, что физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Аналогичный подход закреплен и в законодательстве других государств. В частности, венгерское законодательство устанавливает, что лица, не имеющие венгерского гражданства и считающиеся согласно их личному закону недееспособными или ограниченно дееспособными, но по венгерскому праву являются дееспособными, считаются дееспособными в отношении имущественно-правовых сделок, если правовые последствия этих сделок наступают в Венгрии (Указ 1979 г. N 13 о международном частном праве).

Закон Японии 1898 г. N 10 "О применении законов" устанавливает общее правило, в соответствии с которым дееспособность лица определяется правом его страны гражданства. Однако когда иностранец совершает в Японии юридическое действие и если он является полностью дееспособным лицом согласно японскому праву, то даже если он не имеет дееспособности согласно праву его страны гражданства, он рассматривается как полностью дееспособное лицо.

Исключение из общего правила составляет определение дееспособности иностранных граждан в отношении не только сделок, но и в отношении обязательств, возникающих вследствие причинения вреда. Так, п. 1 ст. 1219 ГК РФ устанавливает, что к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда. В ст. 1220 ГК РФ содержится уточнение: "На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяется, в частности, способность лица нести ответственность за причиненный вред...".

Вопросы определения дееспособности физических лиц решаются не только на основе национального законодательства государств, большое значение имеют международные договоры о правовой помощи.

Дееспособность иностранных граждан подчиняется их личному закону и преимущественно закону гражданства. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенном 26 января 1993 г. (ст. 22), "дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо".

Наши рекомендации