ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций)

Денежные затраты предприятиягруппируются по трем признакам:

  1. расходы, связанные с извлечением прибыли;
  2. расходы, не связанные с извлечением прибыли;
  3. привлеченные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли:

Ø материальные затраты;

Ø затраты на оплату труда;

Ø расходы, связанные с управлением производственным процессом (на­кладные расходы);

Ø стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов;

Ø инвестиции - капитальные вложения включения, и имеющие целью расширение объемов собственною производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Классификация затрат, необходимая для ведения бухгалтерского (в том числе управленческого) учета, оперативного анализа и финансового плани­рования:

ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций) - student2.ru

ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций) - student2.ru

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуще­ствляется различными методами, которые зависят от общеэкономических ус­ловий, размеров предприятия, масштабов их деятельности, учетных возмож­ностей.

Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведе­ние удельных затрат на единицу продукции (Н) на планируемый объем вы­пуска продукции в натуральном выражении (В): ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций) - student2.ru

При использовании в планировании фактических данных отчетного пе­риода планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана по

формуле:

ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций) - student2.ru

При финансовом планировании применяется метод формирования пла­новой себестоимости на основе сметы затрат.

При финансовом планировании применяется метод формирования пла­новой себестоимости на основе сметы затрат.

На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение ос­татков незавершенного производства, расходов будущих периодов, создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Себестоимость — денежное выражение затрат предприятия на производ­ство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработную плату, сырьё, материалы, а также накладные затраты), превра­щения, связанные непосредственно, сырья и материалов в готовую продук­цию.

Различают себестоимость цеховую, производственную, полную.

Выручкаот реализации продукции- это сумма денежных средств, ко­торые поступили на счет предприятия за реализованную продукцию и ока­занные услуги.

Выручка от основной деятельности- это выручка от реализации про­дукции (выполненных работ, оказания услуг).

Выручка от инвестиционной деятельностивыражается в виде финан­сового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности- это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

В отечественной практике применяются два метода определения момен­та реализации:

Ø по отгрузке - метод начислений;

Ø по оплате- косвенный метод.

Планирование выручки от реализации осуществляется 2-мя способами:

1. Методом прямого счета

2. Расчетный метод

Выручка используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, за­пасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается за­работная плата, возмещается износ внеоборотных активов, формируется прибыль предприятия.

Немалое значение для предприятия имеют и доходы от реализации иму­щества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества от­ражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, свя­занные с реализацией, - как операционные расходы.

ТЕМА 5. Прибыль организации

Прибыль предприятия - чистый доход, который создан в сфере мате­риального производства в процессе хозяйственной деятельности.

Чистый доход- это категория производства, связанная с процентом де­ления труда на необходимый и прибавочный.

Прибыль - это часть добавленной стоимости, которая получена в ре­зультате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Прибыль - это превышение доходами расходов:

Прибыль = Доход - Расходы

Обратное положение называется убытком. Прибыль выполняет ряд функций:

1. характеризует эффективность хозяйственной деятельности предпри­ятия;

2. выполняет стимулирующую функцию;

3. является одним из источников формирования бюджета всех уров­ней.

Финансовый результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято называть балансовой прибылью.

Состав балансовой прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей, операционной и финансовой.

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступление денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала.

Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования, которое проводится по всем видам деятельности организации. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налого­обложением прибыли от различных видов деятельности.

В планировании прибыли используются методы:прямого счета; аналитический; основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

Сущность метода прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимости за вычетом НДС, акцизов и налога с про­даж:

П =(В-Ц)-(В-С) где П - плановая прибыль;

В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении.

Ц- цена за единицу продукции (за вычетом налогов); С — полная себестоимость единицы продукции. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционною роста цен и себестоимости.

При использовании данного метода для расчета плановой прибыли важ­ное значение имеет правильное определение базовой рентабельности. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) ры­чага (CVP-анализ) базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.

Для этого устанавливают точку безубыточности и рассчитывают маржи­нальную прибыль.

Факторы роста прибыли:

Ø увеличение объема продаж;

Ø рост цен;

Ø снижение себестоимости;

Ø обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции

Распределение прибыли - это составная и неразрывная часть общей сис­темы распределительных отношений.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятие выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процесса процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др.

Наши рекомендации