ТЕМА 4. Расходы и доходы предприятий (организаций)
Денежные затраты предприятиягруппируются по трем признакам:
- расходы, связанные с извлечением прибыли;
- расходы, не связанные с извлечением прибыли;
- привлеченные расходы.
Расходы, связанные с извлечением прибыли:
Ø материальные затраты;
Ø затраты на оплату труда;
Ø расходы, связанные с управлением производственным процессом (накладные расходы);
Ø стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов;
Ø инвестиции - капитальные вложения включения, и имеющие целью расширение объемов собственною производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.
Классификация затрат, необходимая для ведения бухгалтерского (в том числе управленческого) учета, оперативного анализа и финансового планирования:
Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов их деятельности, учетных возможностей.
Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции (Н) на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении (В):
При использовании в планировании фактических данных отчетного периода планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана по
формуле:
При финансовом планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат.
При финансовом планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат.
На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, создание резервов предстоящих расходов и платежей.
Себестоимость — денежное выражение затрат предприятия на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработную плату, сырьё, материалы, а также накладные затраты), превращения, связанные непосредственно, сырья и материалов в готовую продукцию.
Различают себестоимость цеховую, производственную, полную.
Выручкаот реализации продукции- это сумма денежных средств, которые поступили на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги.
Выручка от основной деятельности- это выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказания услуг).
Выручка от инвестиционной деятельностивыражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности- это выручка от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:
Ø по отгрузке - метод начислений;
Ø по оплате- косвенный метод.
Планирование выручки от реализации осуществляется 2-мя способами:
1. Методом прямого счета
2. Расчетный метод
Выручка используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ внеоборотных активов, формируется прибыль предприятия.
Немалое значение для предприятия имеют и доходы от реализации имущества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией, - как операционные расходы.
ТЕМА 5. Прибыль организации
Прибыль предприятия - чистый доход, который создан в сфере материального производства в процессе хозяйственной деятельности.
Чистый доход- это категория производства, связанная с процентом деления труда на необходимый и прибавочный.
Прибыль - это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Прибыль - это превышение доходами расходов:
Прибыль = Доход - Расходы
Обратное положение называется убытком. Прибыль выполняет ряд функций:
1. характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия;
2. выполняет стимулирующую функцию;
3. является одним из источников формирования бюджета всех уровней.
Финансовый результат производственно-хозяйственной и финансовой деятельности принято называть балансовой прибылью.
Состав балансовой прибыли определяется направлением деятельности предприятия: текущей, операционной и финансовой.
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступление денежных средств, иного имущества и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала.
Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала.
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования, которое проводится по всем видам деятельности организации. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложением прибыли от различных видов деятельности.
В планировании прибыли используются методы:прямого счета; аналитический; основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
Сущность метода прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимости за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж:
П =(В-Ц)-(В-С) где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении.
Ц- цена за единицу продукции (за вычетом налогов); С — полная себестоимость единицы продукции. Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционною роста цен и себестоимости.
При использовании данного метода для расчета плановой прибыли важное значение имеет правильное определение базовой рентабельности. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ) базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.
Для этого устанавливают точку безубыточности и рассчитывают маржинальную прибыль.
Факторы роста прибыли:
Ø увеличение объема продаж;
Ø рост цен;
Ø снижение себестоимости;
Ø обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции
Распределение прибыли - это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений.
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятие выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процесса процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др.