Структура общественного производства и направления структурной перестройки экономики Республики Беларусь
Состав компонентов национальной экономической системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, а отношения между ними, их взаимодействие определяются структурой национальной экономики.
Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов, которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др.
Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:
• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);
• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);
• третичного (отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).
В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый определяется размером ВВП, второй — количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в экономике.
Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и иные структуры.
Все указанные виды структур формируют целостность национальной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-естественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.
Ключевыми макроэкономическими показателями считаются индекс роста (прироста) ВВП, инвестиции в основной капитал — порог безопасности 20—25 % годового объема ВВП, доля услуг в ВВП, соотношение доходов (расходов) консолидированного бюджета и ВВП, соотношение экспорта (импорта) товаров и услуг и ВВП, сальдо текущего счета, прогрессивная пропорция в отношении высокотехнологичных отраслей
На современном этапе очевидна необходимость формирования новой структуры национальной экономики. При преобразовании структуры экономики важнейшая роль принадлежит государству. Государственное управление должно быть дополнено рыночными механизмами хозяйствования, методами государственно-частного партнерства, в связи с чем перед ним возникают задачи, во-первых, структурных преобразований и модернизации экономики; во-вторых, полноценного включения механизмов рыночной конкуренции и коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.
При определении направлений структурных преобразований необходимо исходить из принципов:
• перехода на инновационный путь развития;
• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;
• последовательной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;
• концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
• социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики развития сферы услуг;
• приоритетности наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
• учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией, Казахстаном и другими странами СНГ;
• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
• обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
• экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
• рационального сочетания систем государственного регулирования и рыночного саморегулирования;
• государственной поддержки наиболее эффективных экспортоориентированных и импортозамещающих предприятий и производств.
В качестве критериев успешности реализации указанных структурных преобразований следует использовать уровень обеспечения национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение уровня эффективности и конкурентоспособности экономики Беларуси в сравнении со странами — торговыми партнерами.
Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости применения следующих стратегий структурных преобразований: стратегии использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке новых продуктов и технологий на основе достижений НТП.
Структурная политика Республики Беларусь должна предусматривать рациональное сочетание указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов и отраслей страны с учетом максимального использования их конкурентных преимуществ. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать отрасли по следующей схеме:
1. Базирующиеся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, а также ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам. К этой группе относятся специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство и картофелеводство), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, транспорт. Основное направление структурной перестройки и повышения конкурентоспособности — наращивание объемов продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках, путем модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий и техники, привлечения ПИИ.
Структурная политика в отношении данных отраслей должна быть ориентирована на самостоятельное развитие на основе самофинансирования, что предусматривает построение системы налогообложения, оставляющей в распоряжении предприятий необходимые ресурсы и стимулирующей их эффективное вложение. Предприятия этой группы могут привлекать иностранные инвестиции на условиях, не представляющих угрозы национальной безопасности.
2. Традиционные отрасли промышленности, которые обладают высоким научно-техническим потенциалом, способны в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, отвечающие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но в то же время нуждаются в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность). Основные направления структурной перестройки — модернизация, перепрофилирование производства на базе современных, в том числе заимствованных, технологий, закупки нового оборудования, выпуск конкурентоспособных видов продукции в соответствии с запросами рынков.
В качестве приоритетов целесообразно выделить технологически взаимосвязанные отрасли, обеспечивающие увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также выпуск технически совершенных машин и оборудования, позволяющих повысить уровень технологического развития других отраслей, экологическую безопасность на всех стадиях производственного процесса.
3. Наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения НТП и наиболее полно использующие человеческий потенциал страны — высококвалифицированный труд. Это наиболее перспективная, но и требующая самых больших объемов инвестиций и затрат человеческого капитала группа. Она включает отрасли, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии (прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов); производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений, а также реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии, импортозамещающие; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; подотрасли системы образования и научного обслуживания.
Ко всем группам отраслей необходимо применить комплекс методов государственного регулирования: снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, защитные импортные тарифы для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами, нетарифное регулирование и др. Важнейшими организационными структурами должны стать транснациональные, межгосударственные, межотраслевые, отраслевые и территориальные корпоративные объединения в форме транснациональных корпораций, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, кластеров, включающие технологически и экономически взаимосвязанные производства, научно-технические и финансовые структуры. Это обеспечит снижение издержек производства, привлечение инвестиций, в том числе зарубежных, концентрацию сил и ресурсов на реализации приоритетов структурной перестройки и повышения конкурентоспособности продукции.
Особенности преобразований различных видов структуры экономики (воспроизводственная, отраслевая, технологическая и др.) определяются государственными программами структурной перестройки, научно-технического прогресса, отраслевыми программами и потребностями внутреннего и внешних рынков.
Воспроизводственная структура характеризует соотношение секторов экономики по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии производства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны.
Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии и других материальных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель материалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень подготовки кадров, система организации труда и производства.
Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта. Чем выше уровни технико-технологической базы производства и использования материальных ресурсов при прочих равных условиях, тем ниже доля промежуточного продукта и выше удельный вес ВВП, что свидетельствует об эффективности экономики. По объему производства ВВП на душу населения определяется уровень социально-экономического развития страны.
На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на конечное потребление, охватывающее домашние хозяйства, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения сокращаться не должны, но могут повышаться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, по мере развития рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетических ресурсов в ближайшие годы может иметь отрицательное значение, т.е. минус 2-- 3 %.
Следует отметить, что интенсивно развивающиеся страны имеют более высокий удельный вес валовых накоплений, что обеспечивает мобилизацию необходимых ресурсов на модернизацию экономики. Так, соотношение конечного потребления и валового накопления в структуре используемого ВВП в 2007 г. составляло: в Китае — 49,6 : 42,7; Индии — 66,5 : 36,9; Франции — 79,8 : 22,1; Японии — 74,9 : 23,8; Германии — 74,7 : 18,3; Российской Федерации — 65,8 : 24,5.
К воспроизводственной примыкает так называемая институциональная структура, характеризующая прежде всего складывающиеся пропорции секторов экономики по формам собственности. На 01.01.2011 г. доля государственной собственности по первоначальной стоимости основных средств составляла 54,3 %, частной — 44,2, иностранной — 1,5 % против соответственно 73,0, 26,8 и 0,2 % на 01.01.2001 г. Соотношение секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.
Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.
Закономерностью развития отраслевой структуры экономики является цикличность обновления технологий и отраслей. На циклический характер научно-технического и социально-экономического развития национальных экономик обращали внимание многие ученые. Основополагающие принципы циклического обновления отраслевой структуры были сформулированы, как уже отмечалось ранее, в работах И. Шумпетера. Материальную базу этих изменений составляют нововведения, несущие в отрасль технологический прогресс. Переход на новые технологии обусловливает структурные сдвиги, поскольку меняется разделение труда внутри предприятия, отрасли, территории.
Оценка структурных сдвигов производится с использованием различных показателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции комплекса, валовом внутреннем продукте; удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике; доля отрасли в стоимости основных средств.
Соотношение продукции, произведенной с использованием разных способов производства и поколений техники, в структуре валового выпуска товаров и услуг в современной научной литературе получило название технологической структуры экономики. Ее характеризуют удельные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производственном потенциале страны, что предопределяет эффективность экономики и уровень конкурентоспособности продукции.
Смена поколений техники и технологических процессов — первичное звено технологического сдвига. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью в 8—10 лет, что находит отражение в обновлении активной части основных средств. Освоение нового технологического принципа формирует научно-техническое направление, которое включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80—100 лет.
Совокупность взаимосвязанных научно-технических направлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. Ключевым фактором первого (I) уклада было изобретение текстильной машины, второго (II) — парового двигателя и станков, третьего (III) --- электродвигателя и технологии производства стали, четвертого (IV) — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого (V) — микроэлектронных компонентов, шестого (VI) — генной инженерии, нано- и информационных технологий.
Определение технологической структуры сопряжено с большими трудностями. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к V технологическому укладу начался еще в 1970-е гг. Например, в Японии к началу 1990-х гг. удельный вес V технологического уклада составил 45 %, IV — 35, остальных — 20 %; в России доля первых двух укладов в этот период не превышала соответственно 8 и 46 %.
В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологического уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные причины отставания - разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низкий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с экономически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобладал V технологический уклад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.
Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения видов экономической деятельности, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального использования местных природных, экономических, демографических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, проживающего на этих территориях, и, главное, — углубления территориального разделения труда.
Содержание и организация государственного регулирования научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь
Государственная инновационная политика– комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности. Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; подготовки и реализации программ инновационного развития; организации прогнозирования технологического развития; осуществления технического нормирования и стандартизации и др.
прогнозирование технологического развития – предвидение тенденций развития и будущего состояния техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния;
национальная инновационная система – совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, внешних государственных займов, кредитов, собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за счет иных источников. Средства используются на: выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь; реализацию инновационных проектов; организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы, в соответствии с законодательством; проведение научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок и иных мероприятий)
Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.
Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы направлена на перевод национальной экономики в режим интенсивного развития и должна обеспечить решение важнейших для Республики Беларусь задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), не менее чем трехкратному росту доли экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, обеспечению положительного торгового баланса, а также решение вопросов импортозамещения, повышение позиции страны в международных рейтингах в части рейтинга глобальной конкурентоспособности по показателям "Оснащенность новыми технологиями" и "Инновационный потенциал", индекса экономической свободы по показателю "Права интеллектуальной собственности".
К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:
индустрия информационных технологий;
авиакосмическая промышленность;
фармацевтическая промышленность;
микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;
приборостроение и электронная промышленность;
наноиндустрия;
ядерная энергетика.
В Беларуси подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях IV технологического уклада, 22—23 % — III и 9—10 % - V и VI. Основные причины отставания - разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов страны в начале 1990-х гг., низкий уровень наукоемкость ВВП (0,7 %) по сравнению с экономически развитыми государствами (3—4 %), неоправданная конверсия в военном промышленном комплексе, где преобладал V технологический уклад, слабая инновационная деятельность и отсутствие эффективных механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий
Система органов гу ГКНТ РБ, НАН Беларуси, ВАК.
Государственно-частное партнерство- законодательно и институционально закрепленная система организационно-экономических отношений между государственным сектором (государственной и муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом), возникающих, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг на основе распределения рисков и доходов.
К настоящему времени в РБ создан фундамент для успешного применения ГЧП: свободные экономические зоны, Торгово-промышленная палата, Белорусская научно-промышленная ассоциация, Ассоциация промышленников и предпринимателей, технопарковые структуры (ПВТ, Академтехнопарк, технопарк БГУ, Политехник и др.), центры трансферта технологий.
25.Инвестиционная политика Республики Беларусь и содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности
Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации государством стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны. Инвестиционная политика Беларуси базируется на основных положениях Национальной программы привлечения инвестиций в экономику республики, национальных программах развития экспорта и импортозамещения, а также программах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
Инвестиции это финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, прирост запасов материальных оборотных средств, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.
Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая включает: капитальное строительство — деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инновационную сферу, где создаются и реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции в инновации); сферу обращения финансового капитала (рынки ценных бумаг); сферу реализации имущественных прав собственников — инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств. В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджет, внебюджетные фонды, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.
Характер участия в инвестировании определяют прямые инвестиции, непрямые и портфельные инвестиции.
Основными источниками инвестиций являются: ВВП (валовые накопления); зарубежные займы; инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения, возмещение страховых сумм), заемных финансовых ресурсов (облигации, банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств (продажа акций, паевых и других поступлений), централизованных ресурсов министерств и концернов, бюджетных ассигнований, денежных средств населения.
В РБ в 2000- 2010 гг. значительно ухудшились функциональная, отраслевая и технологическая структуры — уменьшилась доля инвестиций в промышленность, транспорт и связь, сферу обслуживания населения при ее увеличении в сельское и лесное хозяйство. При этом улучшилась структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли кредитов банков и прочих источников. Однако уровень иностранных инвестиций продолжает оставаться низким.
Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и ориентиры Национальной стратегии (НСУР 2020) и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определяют направления инвестиционной политики страны на долгосрочный период:
• повышение инвестиционного рейтинга путем улучшения инвестиционного климата и снижения вероятности инвестиционных рисков;
• выделение инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений структурной перестройки экономики;
• разработка и внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику посредством дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы и приведения ее в соответствие с международными стандартами;
• усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе;
• расширение системы лизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения производства (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительного стартового капитала;
• стимулирование роста объемов ПИИ и долгосрочных кредитов;
• развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами.
Решение поставленных задач требует принятия ряда мер: обеспечить стабильность законодательной и нормативной баз, активизировать деятельность по привлечению внешнего финансирования, улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, усилить работу с международными финансовыми организациями.
Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается применить на приоритетных направлениях социально-экономического развития Беларуси: модернизация производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции; увеличение объемов производства и расширение ассортимента продуктов питания; разработка и внедрение современных технологий их хранения, транспортировки, переработки и упаковки; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; развитие современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
26.Состояние развития и содержание государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе.
Предпринимательство является национальным приоритетом, фактором повышения конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса, активизирует структурную перестройку экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.
Предпринимательство - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг.
В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:
1.индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
2.микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
3.малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Система мер государственного регулирования малого предпринимательства включает: правовое регулирование, ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства, формирование инфраструктуры малого предпринимательства, государственное программирование развития малого предпринимательства, кадровое и информационное обеспечение предпринимательской деятельности, международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства, экономический контроль.
Законодательные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Инфраструктура: Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, функциональные и отраслевые министерства, госкомитеты, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.
Государственной программой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010—2012 годы предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.
Приоритетные направления предпринимательства - производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств. Активизация инвестиционной деятельности предполагает широкое применение нетрадиционных финансовых источников инвестиций, основанных на залоге недвижимости, эффективных механизмов привлечения средств населения, коммерческих банков, частных зарубежных и отечественных инвесторов. Рост негосударственного сектора предусматривается за счет создания новых предприятий, разгосударствления и приватизации государственных предприятий в процессе их реструктуризации, путем более эффективного использования предпринимательскими структурами по сравнению с госсектором производственного потенциала.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм взаимодействия государства и частных субъектов хозяйствования, обеспечивающий реализацию различных проектов в сферах, представляющих особый интерес для общества и традиционно контролируемых государством.
Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:
• повышение темпов роста МСП,
• рост социальной эффективности
• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам
• разработка специальных программ защиты потребительского рынка от зарубежной низкокачественной и фальсифицированной продукции,