Анализ рынка кондитерских изделий
В современных условиях нестабильности экономики сложно делать прогнозы о спросе на тот или иной товар. Одним из наиболее подверженным изменениям рынком является рынок шоколада. Спрос на рынке не постоянен, так как шоколад не входит в группу товаров первой необходимости. В потребительской корзине, утвержденной 1 января 2013 года и действующей до 31 декабря 2018 года, пункт «Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар» составляет всего 2,9% (23,8 кг) для трудоспособного населения.
На российском рынке шоколада представлены как отечественные, и зарубежные производители.
Лидером кондитерского российского рынка является холдинг «Объединенные кондитеры», в который входит 18 фабрик по всей России, в том числе ОАО «Рот Фронт» (член холдинга с 2002 года), ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» (с 2003 года), ЗАО «Фабрика «Русский шоколад», производитель шоколада «Аленка», и «Красный Октябрь» (с 2007 года). На долю холдинга приходится 20% рынка.
Лидирующим федеральным округом является Центральный – на него приходится 41,3% производства. За ним следуют Приволжский (20,4%) и Сибирский районы (11,3%).
ройку лидеров по производству шоколада составляют компании ООО «Нестле Россия» (21,1% рынка), ООО «Марс» (18,2%) и ООО «Мондэлис Русь» (14,4%). В десятку также попали ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и ОАО «РОТ ФРОНТ» (все они принадлежат холдингу «Объединенные кондитеры»).
ООО «Нестле Россия» производят плиточный шоколад под товарными знаками «Россия - Щедрая душа!» и Nestle, батончики: Nuts, Nesquik, KitKat. Компания действует на територии России с 1995 года. Шоколадная фабрика «Россия» находится в Самаре.
Компании ООО «Мондэлис Русь» принадлежат такие бренды шоколада: плитки AplenGold, Milka и батончик Picnic[1].
Доля данных организаций в России по производству шоколадных изделий представлена на рисунке 1[2].
Рисунок1 - Структура рынка кондитерских изделий по производителям в стоимостном выражении, %
К особенностям российского рынка кондитерских изделий можно отнести:
- небольшой срок реализации продукции;
- сложная логистика из-за больших расстояний и качества транспортной инфраструктуры;
- традиция потребления домашней выпечки;
- широкий выбор местного сырья для наполнителей, причем в каждом регионе это могут быть уникальные ягоды, фрукты;
- высокий уровень конкуренции в низких ценовых сегментах и почти полное ее отсутствие в премиум-сегменте;
- в сегменте выпечки основные игроки относятся к малому бизнесу
Российский рынок кондитерских изделий был одним из ведущих по темпам роста вплоть до 2015 года. Негативное влияние, как и на другие отрасли экономики, оказали макроэкономические факторы, ослабление курса рубля, снижение реальных доходов населения. Все это привело к снижению спроса на кондитерские изделия. В условиях, когда расходы на продукты питания составляют более 50% дохода домохозяйств, спрос на товары, не относящиеся к категории первой необходимости, значительно снижается.
В качестве мероприятий по стимулированию спроса производители стали использовать уменьшение упаковки по размеру и весу. Уменьшился вес и самих штучных изделий. Некоторые производители стали осваивать новые для себя форматы, например, шоколадные батончики вместо плиток. Характерным стало также позиционирование шоколадных конфет как подарка с соответствующим оформлением упаковки.
Единственная категория в сегменте шоколада, которая продолжает расти – это шоколадные изделия с игрушками для детей. Этот формат осваивают все новые производители, ранее в нем не работавшие. Рост спроса обусловлен тем, что даже при снижении платежеспособности, родители не готовы экономить на своих детях. Рынок шоколадных яиц с игрушками рос на 8-10% в год до 2015 года, в 2015 году прирост составил 1,1%, в 2016 – 0,3%.
С другой стороны, ожидается давление на рынок со стороны рынка здорового питания, к которому шоколад обычно не относится (за редкими исключениями – например, горький шоколад без добавок). Это означает некоторое смещение спроса в сторону различных злаковых батончиков, печенья, обогащенного клетчаткой и витаминами и прочим аналогичным изделиям.
Рынок кондитерских изделий имеет выраженную сезонность, что отражается на объемах продаж и финансовых результатах. Например, максимальный уровень спроса отмечается в декабре, что вызвано подготовкой к Новому году, закупкой корпоративных подарков. Если принять показатели декабря за единицу, то первое полугодие демонстрирует пониженный спрос на продукцию – на уровне 0,60-0,65, в июле – сентябре спрос увеличивается до 0,80-0,85, а в октябре-ноябре снижается до 0,78-0,80.
Спрос на продукцию премиум класса растет даже в условиях кризиса. Это может объясняться тем, что взыскательность вкусов потребителей растет, а в этом ценовом сегменте наибольшее количество новинок и просто необычных изделий, интересных потребителю[3].
В таблице6 представлен SWOT – анализ организации ООО «Кондитерская фирма «Алтай»
Таблица 6 - SWOT – анализ организации ООО «Кондитерская фирма «Алтай»
Возможности: 1. Увеличение доли рынка Сетевого канала; 2. Появление новых партнеров-дистрибьюторов на Дальнем Востоке и на территории экспорта; 3. Совершенствование технологии производства | Угрозы: 1. Повышение цен на сырье и готовую продукцию; 2. Усиление конкуренции; 3. Снижение уровня жизни населения и рост безработицы, следствие – снижение спроса на кондитерские изделия. | |
Сильные стороны: 1. Отлаженная сбытовая сеть; 2. Широкий ассортимент продукции; 3. Высокая квалификация производственного персонала | Поле сил и возможностей: Выход на новые рынки сбыта продукции позволит увеличить прибыль организации. Высокая квалификация производственного персонала и постоянное совершенствование технологии производства позволят расширить текущий ассортимент продукции | Поле сил и угроз: Усиление конкуренции, политика государства, изменение предпочтений потребителей в сторону выбора более дешёвых продуктов повлияют на изменение текущей стратегии организации. Так же усиление конкуренции вызовет дополнительные финансовые расходы |
Слабые стороны: 1. Несовершенство маркетинговой политики; 2. Отсутствие рекламы; 3. Частичная загруженность производственных мощностей | Поле слабостей и возможностей: Несовершенство маркетинговой политики, отсутствие четкого позиционирования и рекламы создают трудности при выходе на новые рынки. | Поле слабостей и угроз: Несовершенство маркетинговой политики и отсутствие рекламы ухудшают конкурентную позицию организации. |
В ходе проведенного SWOT – анализа можно сделать вывод о том, что организации следует использовать возможности, появившиеся в связи с появлением новым партнеров-дистрибьюторов на Дальнем Востоке итерритории экспорта (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). А именно, расширить ассортимент продаж продукции на указанные территории.
Анализ рынка кондитерских изделий и конкурентного окружения ООО «Кондитерская фирма «Алтай» выявил следующие риски, создающие угрозу со стороны внешней среды:
- усиление конкуренции, наличие на рынкекомпаний-лидеров;
- падение спроса на кондитерские изделия вследствие снижения уровня жизни населения и роста безработицы;
- повышение цен на сырье и, соответственно, готовую продукцию.
В связи с вышеописанными тенденциями в развитии рынка кондитерских изделий, исследуемому предприятию можно предложить провести следующие мероприятия, направленные на стимулирование продаж и укрепление позиции на рынке:
- увеличить ассортимент подарочных наборов, производимых предприятием, дизайн которых будет соответствовать текущим предпочтениям рынка;
- ввести в ассортимент продаж шоколадные изделия с игрушками для детей;
- разработать линейку продуктов для здорового питания (злаковые батончики, печенье, обогащенное клетчаткой и витаминами).