Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств

42.Кредит и его виды

Кредит- это ссуда выдаваемая кредитным учреждениям на определенных условиях.

Функции:

1.перераспределительная проявляется при аккумуляции свободных денежных средств, а также при размещении благодаря которому все субъекты обеспечиваются необходимым оборотным капиталом для инвестиций, соц значимыми отраслей экономики финансовыми ресурсами

2.функция замещения действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями:

· Вместо золота в оборот выпускаются кредитные деньги в порядке кредитования экономики. Эти кредитные деньги должны быть обеспечены товарами и возвращаются эмитенту в банк.

· В процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. деньги в безналичной форме(кредитные карточки, векселя, чеки, кредитивы,платежные поручения)

3.контрольная. Реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков со стороны кредиторов, оценивающих кредито платеже способность и контролирующих соблюдение принципов кредитования.

Виды кредита:

- это конкретное приложение кредита на практике, а также характеристика особых орган- экономических признаков кредита

1. По экономическому характеру объектов кредитования

· Кредит на формирование оборотных средств предприятия

· Кредит на реконструкцию и модернизацию

· Кредит на неотложенные нужды по ТМЦ( товар материальной помощи)

· На платежные кредиты

2. По срокам возврата:

· Краткосрочные( до1 года)

· Среднесрочные (от 1-3 лет)

· Долгосрочные(свыше 3 лет)

3. По срокам погашения

· Срочные(срок погашения по ним еще не наступил)

· Отсроченные(пролонгированные- срок погашения по ним перенесен)

4. По порядку погашения:

· Единовременное

· С равномерным периодическим погашением

· Равномерное

· Неравномерное

5. По источникам погашения:

· За счет средств заемщика

· За счет средств гаранта

6. По платности кредитования

· С норм % ставкой

· С максимальной % ставкой

· С повышенной % ставкой

· С пониженной % ставкой(льгот. Кредитование)

7. По степени риска:

· Стандартные( выданные по всем правилам с проверкой кредитования)

· Ссуды с повышенным риском (срок погашения не наступил, но выяснились новые обстоятельства(обесценение залога, ухудшение финансового положения))

· Безнадежное погашения

8. По порядку выдачи:

· Единовременная выдача

· По частям с нарастающей суммой долга.

43.Формы кредита

- это внешнее проявление кредитных отношений:

1. Потребительская – ссуда предоставленная кредитным учреждением определенному лицу с целью приобретения товаров и услуг личного потребления с отсрочкой платежа с последующим возмещением заемных средств и % по ним.( на образование, на ремонт и т.д)

2. Кредитная карта дает возможность расходовать денежные средства при их отсутствии или недостатке с помощью открытой банком кредитной линии с определенным максимальным расходным лимитом кредитования с последующим возмещением средств и % по этим кредитам.

3. Автокредитование – разновидность потребительского кредитования, соединение в частности в кредитную линию, т.к. предоставляется в целях приобретения заемщикам транспортного средства с возможностью отсрочки платежа и с последующим возмещением кредитных сумм и % по ним.

4. Ипотечный кредит – целевой долгосрочный кредит . Для строительства и покупки недвижимости под залог данной недвижимости в качестве обеспечения обязательства до возвращения банка кредитных сумм и % по ним.

5. Банковский- предоставляется банком физ.юр. лицу в денежной форме на удовлетворение определенных потребностей.

6. Лизинг( фин. Аренда) аренда оборудования как правило с последующим правом выкупа + % по пользованию этим оборудованием

7. Установленный максимальный размер кредитов гарантий и поручительств, предоставленный банком своим участникам.

44.Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит — денежные экономические отношения, в которых государство или муниципальное образование является кредитором или должником, гарантом или принципалом (лицом, в пользу которого дают гарантию).

Другой стороной в этих отношениях могут быть юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), государственные или муниципальные органы другого уровня бюджетов, иностранные государства или международные организации.

Государственный и муниципальный кредит включает в себя следующие отношения:

· государственное и муниципальное кредитование — государство или муниципалитет являются кредитором;

· государственное и муниципальное заимствование — государство или муниципалитет являются должником или должником и принципалом;

· государственные и муниципальные гарантии — государство или муниципалитет являются гарантом.

Гарантия — способ обеспечения выполнения гражданско-правовых обязательств, при котором одно лицо (гарант) обязуется отвечать по обязательствам другого лица (принципала) перед его кредитором (бенефициаром) полностью или частично в случае невыполнения принципалом своих обязательств.

Государственный и муниципальный кредит выполняет следующие функции:

· распределительная — государство (муниципалитет) 1) собирая налоги и расходуя их на кредитование, перераспределяет средства из фонда потребления в фонд накопления; 2) осуществляя займы и направляя их на покрытие дефицита, перераспределяет сбережения на финансирование текущих расходов;

· регулирующая — государство (муниципалитет) 1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов; 2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику;

· стимулирующая — государство (муниципалитет) стимулирует развитие экономики с помощью государственных кредитов и инвестиций;

· контрольная — по объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов — эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней государства и муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. Кроме того, государство является субъектом международных отношений и обладает военной силой, поэтому межгосударственные кредитные отношения обладают своей спецификой. Поэтому в условиях, когда государство или муниципальное образование не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей — во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискационный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

45.Центральный банк РФ. (Банк России). Сущность, цели и функции

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля[2]. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3] и другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Основными задачами Банка России являются: [10]

· регулирование денежного обращения;

· проведение единой денежно-кредитной политики;

· защита интересов вкладчиков, банков;

· надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

· осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Функции

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции[3]:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;

· принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

46.Способы погашения кредита

У банков, как правило, существует два способа погашения кредитов: аннуитет и проценты на остаток.

Аннуитет - удобен для клиента тем, что ежемесячно клиент платит фиксированную плату по кредиту, которая включает в себя проценты и ежемесячный обязательный кредитный платеж. При такой форме погашения ежемесячный взнос усредняется на весь срок кредитования и старт возврата кредита для заемщика не начинается с максимального платежа.

Проценты на остаток - кредит гасится неравными суммами: к ежемесячному обязательному платежу по кредиту прибавляются начисленные за месяц проценты. При таком способе погашения, клиент начинает погашение кредита с максимального платежа, а размер каждого последующего взноса становится меньше предыдущего (поскольку ежемесячно остаток кредитной задолженности уменьшается).

Однако стоит учесть, что аннуитетная форма погашения кредита является более затратной для клиента в сравнении с формой « проценты на остаток» (особенно при больших сроках кредитования).

Коммерческие банки используют одну из четырех форм погашения кредита:

1. Кредит ежемесячно равными частями, плюс ежемесячно проценты за пользование кредитом. Проценты за пользование кредитом с каждым последующим погашением уменьшаются, так как уменьшается сумма кредита. Эта форма погашения самая дешевая для заемщика.

2. Аннуитет - погашение кредита и процентов равными платежами ежемесячно, т.е. ежемесячная сумма погашения остается неизменной до конца срока кредитного договора. Эта форма погашения дороже первой, т.к. вначале погашаются проценты а с оставшейся суммы платежа сам кредит, но она более понятна для заемщика потому что общая сумма погашения не меняется и легко посчитать удорожание товара.

3. Проценты ежемесячно, сумма кредита в конце срока. Самая дорогая для заемщика форма погашения, т.к. проценты начисляются на всю сумму кредита, которая не уменьшается.

4. Проценты и сумма кредита в конце срока - банками практически не применяется.

47.Универсальные и сегментированные финансовые системы

Финансовые системы развитых стран классифицируются по 2 типам:

· Универсальные

· Сегментированные

1. Универсальные не ограничивают выполнение банками не банковсикх опреций. Для определения типа национальной финансовой системы важно знать какие операции относятся по закону к банковским и могут ли банки выполнять иные операции. Банковские операции определяются перечнем и их состав может периодически пересматриваться.

2. В сегментированных финансовых системах банкам нельзя выполнять не банковские функции или операции. Имеет место более жетские ограничения сфер деятельности и отдельных операций. При сегментированной системе банк депозитов и выдач кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг, а также страхование, сделки с недвижимостью и т.д.

Приведенные системы(универсальные, сегментированные) не носят абсолютного характера, т.к. каждая финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии. Тяготеет то к одному то к другому типу финансовой системы. Имеет место смешанная финансовая система или сегментированная с элементами универсализации.

48.Финансовая система США

США это сегментированная финансовая система.

В сегментированных финансовых системах банкам нельзя выполнять не банковские функции или операции. Имеет место более жетские ограничения сфер деятельности и отдельных операций. При сегментированной системе банк депозитов и выдач кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг, а также страхование, сделки с недвижимостью и т.д.

Является наиболее жестко регулируемых как на Федеральном уровне, так и на уровне штатов.

Основные 3 субъекта регулирования банковской деятельности:

1. Федеральная резервная система США

2. Контролер денежного обращения

3. Федеральная корпорация по страховым депозитам.

1)ФРС – система центральных банков(122) называются федеральными резервными банками и в их функции включается:

· Хранение и управление резервными средствами( валюта, золото)

· Осуществление операций по счетам депозитных учреждений, вклада гос казначейства США

· Выпуски и обращение федеральных банкнот

ФРБ контролируют и инспектируют деятельность банков членов ФРС, банков холдингов, иностранных представительских банков США. ФРС отдельный от федерального правительства орган, подотчетный только конгрессу США.

49.Финансовая система Германии

- это универсальная финансовая система.

Универсальные не ограничивают выполнение банками не банковсикх опреций. Для определения типа национальной финансовой системы важно знать какие операции относятся по закону к банковским и могут ли банки выполнять иные операции. Банковские операции определяются перечнем и их состав может периодически пересматриваться.

Место занимают универсальные банки( свыше 75%)

К универсальным банкам можно отнести:

А) коммерческие банки

Б)кооперативные кредитные институты

В)общественно правовые кредитные институты:

· Сберкассы

· Жироцентрали

а)коммерческие банки. Цель: получение прибыли в то время как кооперативные банки нацелены на содействие своим членам прежде всего в целях кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.

б) кооперативные кредитные институты отличаются от коммерческих тем, что они ориентированы на интересы определенной группы людей. В руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющих интересы их членов. Они имеют меньший размер капитала, чем в коммерческих банках.

в)общественно правовые банки.

Giro- безналичный

Жироцентрали- центральные кредитные институты, сберегат. Касс и осуществляют международный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и др.функциями

БУНДЕС банк – банк Германии – это единая структура, в которой бывшин центральные банки Земель выполняют роль главных управлений. БУНДЕС проводит кредитно- денежную политику. Главное управление отвечает за выпуск банкнот, регулирует деятельность кредитных институтов на всей территории земля.

Независимость БУНДЕС банка ограничивается представителями федерального правительства, которое входит в руководство БУНДЕС банка.

Наши рекомендации