Система контроля за рациональным использованием и охраной недр

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение горного законодательства.

Нарушение горного законодательства в соответствии со ст. 49 Закона «О недрах» можно разделить на несколько групп.

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными; лица, виновные в совершении указанных сделок, а также:

– в предоставлении лицензии на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом;

– в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;

– в самовольном пользовании недрами;

– в выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения;

– в нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;

– в систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;

– в уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков;

– в неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и др., несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также административную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения настоящего Закона.

В КоАП РФ в ст. 8.9, 8.10, 8.11 формулируются материальные, формальные составы и составы поставления в опасность, а именно:

– нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать их загрязнение либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки;

– выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасом полезных ископаемых;

– иное нерациональное использование недрами, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья;

– невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо невыполнение требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации.

Данный перечень не является исчерпывающим.

К административной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр виновные могут быть привлечены по общим статьям КоАП РФ – 8.1–8.5.

Дела об административных горных правонарушениях находятся в компетенции:

– судей;

– органов, осуществляющих государственный геологический контроль, т. е. МПР России;

– органов государственного горного и промышленного надзора.

Статья 255 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр и за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Содержание и задачи водного права

Водное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию, охране и восстановлению водных объектов. Правовому регулированию подлежат различные виды использования (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, судоходство, орошение, и т.д.) как естественных (реки, озера моря), так и искусственных водных объектов (каналы, водохранилища, пруды). Нормы водного права содержатся в международных договорах, законах, подзаконных актах, в судебных прецедентах, в обычаях (таковы источники водного права).

Водное право имеет свой метод регулирования, состоящий из специфических способов, средств и приемов воздействия на общественные отношения. Оно регулирует общественные отношения как путем властных предписаний, так и путем предоставления субъектам этих отношений самостоятельности и равноправия. Первый способ применяется при административном акте предоставления водоема в пользование (либо изъятия такового из пользования), второй - при заключении договоров водопользования. Поэтому водное право имеет черты как публичного, так и частного права.

Правовое регулирование водных отношений

Наши рекомендации