Эволюция системы государственного финансового контроля в России.

41. Реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.), ее цели, содержание и значение для современных подходов в управлении государственными финансами.

В период 50 - 60х гг. XIX в. в Российской Империи возникли как объективные причины, так и субъективные предпосылки проведения бюджетной реформы.

Разработанный В.А. Татариновым план преобразования финансовой системы сводился к двум важнейшим положениям:

1) систематическое, подробное и однообразное для всех управлений составление финансовых смет и такое же исполнение их с безусловным и немедленным обращением всех сметных остатков в распоряжение государственного казначейства;

2) введение единства кассы, т.е. сосредоточение всех денежных средств исключительно в кассах министерства финансов с правом одного только этого министерства заведовать сбором всех государственных доходов и обязанностью производства платежей В процессе исторического развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

● единство бюджета;

● полнота бюджета;

● реальность (правдивость) бюджета;

● гласность бюджета.

В.А. Татаринов развил и дополнил эти принципы. Содержание бюджетной реформы полностью раскрывается через их анализ.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства.

В результате осуществления в Российской Империи бюджетной реформы 1862 года такой подход к организации бюджетного хозяйства получил формальное закрепление в Правилах "О составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений", Высочайше утвержденных 22 мая 1862 года. Согласно указанному документу, все государственные доходы и расходы, за исключением специально определенных, подлежали включению в Государственную роспись.

Государственная роспись составлялась из частных финансовых смет Министерств и Главных управлений.

Единство бюджета предполагает также распределение (разграничение) доходов и расходов бюджета. Для этого применяется единая бюджетная классификация, то есть группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В пределах самого бюджета расходы подразделялись на постоянные, временные, и экстраординарные.

22 мая 1862 г. Сметные правила были дополнены новыми постановлениями. Номера статей, обозначения пунктов и номенклатура всех сметных подразделений должны были оставаться в сметах неизменными, согласно установленной классификации, до тех пор, пока Министерство финансов и Государственный контроль признают необходимым войти в Государственный совет с представлением об общем исправлении нумерации. В случае исключения из смет какого-либо дохода, его место должно было оставаться незамеченным до внесения в смету такого же точно дохода. Вновь появившиеся доходы, для которых не имелось в сметах соответствующих статей или пунктов, должны были показываться ведомствами в конце их доходных смет без номеров, параграфов и статей.

Отрицательным моментом являлось то, что, изначально запланированное единство государственного бюджета Российской Империи было подвержено различным значительным изъятием в части единства бюджетного документа и единства бюджетной классификации.

Однако имели место и положительные тенденции. В целях единства государственного бюджета был совершен переход от устаревшего принципа специализации доходов, когда каждая расходная статья обеспечивалась собственным доходным источником, к принципу специализации кредитов, то есть, строго целевому использованию ассигнования в соответствии с утвержденными сметами средств, полученных за счет поступления государственных доходов, без различия источников этих доходов.

Под полнотой бюджета понимается включение в него полностью всех доходов и расходов, как государства в целом, так и его органов власти.

Сметные правила устанавливали норму, в соответствии с которой в финансовые сметы министерств и главных управлений не вносились:

1) доходы и расходы сословий или обществ на их собственные надобности, а также суммы, назначаемые на удовлетворение губернских и частных земских повинностей;

2) расходы и доходы отдельных благотворительных учреждений, содержащихся независимо от частных приношений из указанных законом источников или на счёт пособий, дарующих правительством;

3) денежные средства для специальных целей, преимущественно пожертвования и доходы, находящиеся под контролем правительства, но не относящиеся к казне. По ним представлялись при финансовых сметах особые приложения.

Постепенно государственная роспись становилась всё более полным документом. Однако нормы бюджетного законодательства, содержащие положения о полноте бюджета во многом были противоречивы, и желаемый результат достигнут не был. Одно достижение всё же должно быть отмечено: Министерства и Главные управления не могли по собственному усмотрению изменять сметное назначение кредитов, накапливать неиспользованные остатки ассигнования сумм.

Реальность (правдивость) бюджета предполагает, что все его суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.

В Сметных правилах упоминалось, что по получении финансовых смет министерств и главных управлений Министерство финансов проверяло, оправдывался ли предмет и размер предположенных назначений смет.

На основе Высочайше утвержденного 29 декабря 1872 г. Мнения Государственного совета, исчисление издержек взимания доходов, установленное Правилами составление финансовых смет, в государственной росписи не показывалось.

Государственный контроль по получении финансовых смет проверял их на соответствие действующему законодательству, а также по всем сметам производил проверку сметных предположений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что двойной предварительный контроль служил правдивости Государственного бюджета Российской Империи.

Гласность бюджета означает его обсуждение и утверждение законодательным органом страны с последующей публикацией.

В соответствии со Сметными правилами, законодательное утверждение Государственной росписи Российской Империи осуществлял Государственный совет через рассмотрение самой росписи и частных финансовых смет общим собранием, а затем представлял рассмотренные документы на Высочайшее утверждение.

После публикации росписи министрам открывались кредиты в Государственном казначействе.

Наши рекомендации