Бюджетная система: понятие, состав, принципы построения.
Бюджетная система- отображает составные части бюджета, то есть это совокупность всех бюджетов, которые формируются в данной стране согласно ее бюджетному устройству.Принципы построения бюджетной системы является определяющей основой бюджетного устройства. Они определяют характерные признаки и черты бюджетной системы каждой страны и устанавливаются по двум направлениям.Первый характеризует структурное построение бюджета, второй - взаимосвязь различных звеньев. Возможны три подхода к структурного построения бюджета;
- Создание единого для всей страны бюджета;
- Создание региональных бюджетов:
- Сочетание централизованных и децентрализованных звеньев.
Взаимосвязь различных звеньев бюджетной системы может устанавливаться на основе двух альтернативных принципов: - Единства всех бюджетов; - Автономности каждого бюджета. Принцип единства означает, что все звенья бюджета в совокупности составляют единый (сводный, консолидированный) бюджет, который составляется и утверждается в общем объеме.Принцип автономности означает, что каждый бюджет, входящий в состав бюджетной системы, является относительно обособленно и самостоятельным звеном.Выделение видов бюджетов основывается на политическом устройстве и административно-территориальном делении каждой страны. Установлены два основных вида бюджетов: центральные и местные. Разграничения доходов и расходов между бюджетами является важным элементом бюджетного устройства.Разграничение доходов может проводиться на основе двух методов. Первый - закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или по твердо фиксированным нормативам в условиях автономности каждого бюджета.Второй метод - установление системы бюджетного регулирования в условиях единства бюджета, т.е. в проведении отчислений в бюджеты низших уровней, исходя из их потребностей. При этом все доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Разграничение видаткиа основывается на назначении того или иного бюджета: из центрального бюджета финансируются расходы общегосударственного характера, из соответствующих местных бюджетов - расходы регионального значения. Организация взаимоотношений между бюджетами предусматривает выделение их направлений, видов и форм.По направлениям взаимоотношения между бюджетами подразделяются на вертикальные - между бюджетами разных уровней, и горизонтальные - между бюджетами одного уровня. Виды взаимоотношений: регламентированные законодательными и инструктивными документами;договорные - на основании соглашения между соответствующими органами власти или управления. Формы взаимоотношений: субсидирование, изъятие средств, взаимных расчетах; бюджетные ссуды. Субсидирование - это выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня.Виды субсидирования: субсидии, субвенции, дотации. Изъятие средств - передача средств из бюджетов низшего уровня в бюджеты более высокого уровня. Взаиморасчетах-передача средств из одного бюджета в другой в связи с перераспределением между ними доходов или расходов после утверждения бюджета.Бюджетные ссуды - временная передача средств из одного бюджета в другой в связи с возникновением временного кассового разрыва - несовпадение во времени финансирования расходов и поступления доходов.
8. контрольная функция
Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
¨ общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);
¨ внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
¨ общественный финансовый контроль;
¨ независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);
в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).