Виды, особенности и проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС и др.).
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
Основными целями организации являются:
сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
обеспечение прав и свобод человека;
сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
взаимная правовая помощь;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[28]
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Задачи
завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
обеспечение свободы движения капитала;
формирование общего финансового рынка;
согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;
установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;
разработка и реализация межгосударственных целевых программ;
создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;
формирование общего энергетического рынка;
создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;
предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;
сближение и гармонизация национальных законодательств;
обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.
Место и роль России в СНГ.
Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее-республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.
Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, который выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ.
Часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще ниже мировых. Но даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны „I России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров. Было бы ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние ≪подарки России государствам СНГ≫, так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств - республик бывшего СССР. Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение ≪О создании зоны свободной торговли≫, которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли. Для перечисленных выше торговых соглашений
характерно наличие следующих общих черт:
1)импортного режима:
- импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары,с таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются;
- импортные товары подвергаются сертификации;
2)экспортного режима: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары,
вывозимые с таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются.
Следующим шагом в попытках воссоздания ≪нормальной≫ экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о троиственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической
и гуманитарной областях предусматривает:
1)условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами;
2) образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза.
К указанному соглашению присоединились Киргизия и Таджикистан.
Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и экономически Сообщества Белоруссии и России≫.