Особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Планомерное развитие экономики бывшего СССР как единого народнохозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал в себя в качестве неразрывных составных частей экономику всех союзных республик и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы и сферы экономики функционировали в системе разветвленных хозяйственных связей (территориальных, отраслевых и внутриотраслевых), в условиях глубокой специализации и кооперирования. При этом осуществлялась привязка специализации и кооперирования производства к характеру природных условий и ресурсному потенциалу республик.

Кардинальное изменение условий деятельности хозяйствующих субъектов бывших республик Союза ССР не могло не повлиять на изменение характера и темпов экономического развития стран - членов образовавшегося на его территории Содружества Независимых Государств.

Инвестиционный кризис привел к возрастному и технологическому устареванию парка машин и оборудования, накоплению в производстве морально и физически устаревших основных фондов, и в результате к ограничению возможности быстрого подъема в производстве.

Распад единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза, при всех его недостатках (кстати, перечисляя их, часто называют не только действительные, но и мнимые), не мог не вызвать серьезнейшие негативные последствия. Вряд ли отклоняются от истины расчеты, согласно которым до двух третей общего падения производства в странах СНГ вызвано разрывом взаимных экономических и технологических связей между ними1.

Катастрофический в условиях мирного времени спад производства, в котором оказались оборванными кооперационные и технологические взаимосвязи, сложившиеся за многие годы в СССР, привел к тому, что если в 1985 г. доля Советского Союза в общем мировом валовом внутреннем продукте оценивалась в 7,4%, в 1990 - в 7,6%, к 1995 году она уже составляла не более 4%2, а в настоящее время менее 2%.

Исторически сложившийся единый народнохозяйственный комплекс СССР представлял собой систему с такой высокой степенью целостности, которая исключала эффективное функционирование какой-либо его части в автономном режиме. Глубочайший экономический кризис, переживаемый сегодня всеми странами СНГ, в огромной степени связан с разрушением этой целостности. То, что появление на месте Советского Союза 15 независимых государств, проводящих самостоятельную экономическую политику, не может не повлиять на результаты деятельности их народных хозяйств, было очевидно для «политических отцов» цивилизованного развода.

Таким образом, Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, заключенное 8 декабря 1991 г., можно считать первым вариантом документального оформления начала интеграционного процесса этих государств на новой основе.

В развитие данного Соглашения Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ с 1992 года начали приниматься межгосударственные договоры и соглашения интеграционного характера, среди которых особо следует выделить Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года.

Создание Экономического союза предполагало свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику.

В целях реализации конкретных задач первого этапа создания Экономического союза в апреле 1994 года главами государств СНГ было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, предусматривающее постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле; устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям. Его подписали все двенадцать руководителей государств Однако, несмотря на то, что был подготовлен документ, устраивающий все стороны, практической реализации это соглашение не получило.

Нынешние тенденции в развитии СНГ отражают усиливающуюся фрагментацию экономического и политического пространства Содружества, а также создание субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. Так, на сегодняшний день существует четыре региональных объединения различного типа.

1. Союз Белоруссии и России был создан 2 апреля 1997 года, а в 2000 году преобразован в Союзное государство России и Белоруссии. Это самое интегрированное из всех межгосударственных образований на постсоветском пространстве.

2. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана первоначально был образован четырьмя государствами 29 марта 1996 г.

По договору от 26 февраля 1999 года он расширился за счет присоединения Таджикистана. Эти государства поставили цель сформировать единое экономическое пространство.

На заседании Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, которое состоялось в г. Минске 23 мая 2000 года было принято решение «подготовить проекты уставных документов и предложения по формированию на базе Таможенного союза Международной экономической организации, наделенной функциями, связанными с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования общего рынка». То есть речь идет о создании более тесно интегрированной организации, наделенной международной правосубъектностью.

Образование Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 10 октября 2000 года в столице Республики Казахстан г. Астана главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Следует выделить следующие факторы, определяющие специфику ЕврАзЭС. Документы, подписанные в рамках Таможенного союза «пятерки» и определявшие цели и задачи интеграции, имели один общий недостаток - слабость организационно-правового механизма их реализации.

Подписанный договор об учреждении Евразийского экономического сообщества призван преодолеть этот недостаток, поскольку создается совместный механизм в форме международной организации. Если в СНГ его члены самостоятельно решают вопросы об участии в любом из органов Содружества и о подписании тех или иных решений, международных договоров, то в ЕврАзЭС каждое государство участвует в работе всех органов управления интеграцией.

Решения подписываются всеми государствами с учетом установленной процедуры их принятия и исполняются всеми путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Принципиально новым стал закрепленный в договоре об учреждении ЕврАзЭС порядок принятия решений органами Сообщества. Согласно ему, высший орган ЕврАзЭС - Межгосударственный совет - принимает все решения консенсусом, кроме решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, принимаемых по принципу «консенсус минус голос заинтересованной договаривающейся Стороны».

Иной стала и организация системы контроля за исполнением решений. В СНГ контроль за реализацией принятых решений осуществляется посредством национальных механизмов контроля. Для государств обязательны те решения, участниками которых они являются. В ЕврАзЭС контроль над выполнением договоров и решений осуществляется органами управления в пределах их компетенции, то есть органы управления получают возможность анализировать и оценивать уровень исполнительской деятельности не на основе справок и информации, а путем рассмотрения фактического положения дел.

Центрально-азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан (с 1994 г.), Таджикистан (с 1998 г.), образовано в 1994 году подписанием Договора о создании единого экономического пространства (г.Чолпон-Ата).

Региональная группировка пяти стран СНГ - Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы и Узбекистана (ГУУАМ) была создана в 1997 году в Страсбурге (Франция) на встрече президентов четырех стран СНГ, а в нынешнем составе существует с апреля 1999 года, после присоединения Узбекистана. Главные цели ГУУАМ согласно Заявлению, подписанному 24 апреля 1999 года в Вашингтоне, являются: миротворческая деятельность, борьба с сепаратизмом и религиозным экстремизмом, развитие транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия», интеграция в европейские структуры и сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».

Явление, получившее название «разноскоростная интеграция», по-разному оценивается лидерами различных государств. Одни считают, что образование альтернативных СНГ интеграционных группировок является стимулом для остальных государств Содружества, другие говорят о том, что это может привести к развалу СНГ. Арбитром в этом споре, безусловно, станет история.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Перечислите пять последовательных этапов развития интеграционных процессов.

2. Что является первой ступенью интеграционного взаимодействия и в чем ее основная характеристика?

3. Что такое таможенный союз?

4. Какие страны являются членами Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР)?

5. Какое интеграционное объединение существует в Северной Америке и какие страны входят в него?

6. В какой союз входит Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

7. Что является основной характеристикой интеграции на африканском континенте?

8. Каким интеграционным объединением является СНГ?

9. Какие страны входят в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)?

10. Перечислите страны Центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАЭС).

11. Какие цели ставит перед собой организация ГУУАМ?

Наши рекомендации