Соотношение целей различных уровней
Показатель | Фундаментальные | Стратегические | Тактические | Операционные |
Место в системе целей | 1. Основа построения дерева целей организации | 1. Формулируются на основе фундаментальных целей | 1. Обеспечивают перевод стратегических целей в термины принятия решений | 1. Формируются на основе целей более высоких уровней |
Изменчивость | 2. Практически неизменны | 2. Определяют направление развития на длительный период | 2. Имеют основой стратегические цели | 2. Предназначены для поддержки целей более высоких уровней |
Динамизм | 3. Не всегда четко определены | 3. Могут изменяться под воздействием внешней среды | 3. Более конкретны и мобильны | 3. Наиболее конкретны и мобильны |
Окончание табл. 6
Показатель | Фундаментальные | Стратегические | Тактические | Операционные |
Характер | 4. Преимущественно качественные | 4. Преимущественно качественные | 4. Преимущественно количественные | 4. Количественные |
Например, крупная нефтяная компания «Таймырнефть» решила проникнуть на новый для нее рынок одного из регионов России.
Фундаментальной целью компании будет обеспечение лидирующего положения на рынке нефтепродуктов России, присутствие в стратегически значимых регионах.
Стратегическими целями будут:
· захват 20% рынка,
· удержание этой доли.
Тактическими целями, достижение которых будет поддерживать стратегические цели, являются:
· на стадии захвата:
- ориентация на оптовую продажу привозных нефтепродуктов,
- становление сети розничной торговли;
· на стадии удержания – развитие сети розничной торговли на основе собственного производства в регионе.
Операционные цели будут связаны с принятием конкретных решений по строительству объектов, размещению заказов.
Система целей должна отвечать ряду требований. Основные из них представлены на рис. 41.
Рис. 41. Основные требования к системе целей
Анализ проблемы
Формулировка проблемы
Методы сбора данных
Анализ и методы интерпретации
Формулировка проблемы
Одна из наиболее трудных стадий в решении проблемы – переход от ощущения дискомфорта, от ситуации, где «что-то причиняет вред», к той, в которой мы имеем четко сформулированную проблему. Стремление к ясному пониманию проблемы может часто вести к ее неадекватной оценке. Такая неадекватность может иметь две крайности: чрезмерно упрощенное либо, напротив, чрезмерно усложненное представление реальной проблемы (рис. 42).
Рис. 42. Формы проявления и причины неадекватности оценки проблемы
При первом столкновении с проблемой вполне естественной является потребность знать и понимать ее, иметь контроль над довольно неясной и неопределенной ситуацией. Здесь проявляется тенденция локализации или упрощения представления ситуации из-за поспешных определений. Концентрируясь на общепризнанной потребности определения проблемы ясным и точным способом, мы можем часто упустить из виду более основополагающую проблему. Анализируемая проблема может быть лишь формой проявления другой фундаментальной проблемы. И именно на выявление этой фундаментальной проблемы и необходимо направить усилия.
Другая крайность – усложненное представление проблемы. Причиной этого может быть низкая квалификация ЛПР, наличие большого числа регламентирующих ограничений.
Ощущение проблемы и ее формулировка – это творческий процесс. По крайней мере он должен быть таким. Это требует от ЛПР образного и исследовательского мышления. Необходимо дать ответы на множество вопросов: что, если..., и (или), почему. Первостепенное значение имеет способность ЛПР выдвигать новые идеи, гипотезы или хорошо организовать выдвижение идей другими работниками организации. Не менее сложно обеспечить процесс отклонения неплодотворных идей. При этом требуется, с одной стороны, сконцентрироваться на решении конкретной проблемы. С другой стороны, очень важно не упустить существенных возможностей из-за чрезмерного ограничения, упрощения проблемы.
Определение проблем является творческим процессом. Менеджеры, которые не способны подойти к проблеме творчески, могут:
· не распознать истинный характер некоторых проблем,
· оказаться не способными своевременно предвидеть вероятные последствия.
В такой ситуации ответственные за организацию принятия решения и действия по его реализации стоят перед задачей:
· концентрации творческой деятельности на распознавании и формулировке проблем,
· усиления аналитического характера процесса определения проблем и их перевода на организационный язык, чтобы решения могли быть приняты,
· определения объема ресурсов, которые целесообразно направить на реализацию решения.
При решении долговременных и стратегических проблем целесообразно введение специалиста по управленческим решениям в группы, определяющие проблемы. Потребность в связи между творческим и аналитическим аспектами в принятии операционных решений возникает очень часто. Поэтому эти два навыка должны быть развиты в одном и том же лице или группе, которые занимаются разработкой решений.
Четкая формулировка проблемы при появлении дискомфорта, нахождение фундаментальной проблемы за проблемой очевидной – самый важный момент в фазе определения проблемы.
Понимание проблемы включает:
· Определение существующего положения вещей, имеющейся ситуации. Даже о самых очевидных и общепризнанных установках и процедурах в организации необходимо задавать вопрос «почему?».
· Способность видеть более широкую картину, чем очевидное и непосредственно воспринимаемое. Понимание проблем – очень контекстный процесс, который включает наблюдение как «леса», так и «отдельных деревьев».
· Готовность изучать будущее. Определение проблем прежде, чем они станут кризисами, часто означает, что они могут быть рассмотрены и решены без существенных негативных последствий для организации.
Основные элементы понимания проблемы приведены на рис. 43.
|
Основными стадиями понимания контекста проблемы являются сбор данных и их анализ, интерпретация и формулировка варианта определения проблемы в анализируемом контексте. Рассмотрим эти стадии.
1. Сбор данных относительно прикладной области. Типология данных может быть проведена по ряду признаков, в частности:
· по степени общности – общая либо детальная информация,
· по степени достоверности – «твердый факт» либо мнения, оценки, субъективные и даже спорные. Эта информация используется для построения картины проблемы.
2. Анализ и интерпретации данных для нахождения самой проблемы, ее основной причины, проявлений и последствий. Простой анализ может включать подсчет частоты наступления определенного события в определенные интервалы времени. Более сложный анализ может потребовать, например, создания определенной модели. Это может быть аналоговая модель, представляющая данные другим способом, например, в виде графика, или более сложная, с использованием специального математического аппарата. Главное требование к выбору методов анализа данных – улучшение нашего понимания ситуации и решаемой проблемы.
Рассмотренные выше две стадии не всегда четко разграничены и полностью последовательны. Это обусловлено рядом причин. В процессе сбора данных трудно обеспечить полную беспристрастность. Поэтому на данной фазе невозможно полностью исключить анализ. В ходе анализа может быть выявлена потребность в дополнительных данных. Целесообразно двигаться от сбора данных к их анализу и интерпретации, от вопроса «что?» к вопросу «почему?».
Методы сбора данных
В настоящее время разработано достаточно много различных методов и техник сбора данных, которые используются как при определении проблемы, так и на других стадиях разработки управленческих решений (рис. 44). Наиболее часто используют анализ вход-выход, диаграммы процесса, систематизированный поиск данных, карты данных. Комплексное применение различных методов позволяет обеспечить единство структурного, функционального и информационного аспектов анализа.
Рис. 44. Методы сбора данных
1. АНАЛИЗ ВХОД-ВЫХОД
В соответствии с системным подходом организация как открытая система может быть представлена в виде системы вход – процесс – выход. Этот подход может быть применен как для организации в целом, так и для отдельных подразделений организаций. Естественно, что входы, процессы и выходы у конкретных организаций и даже у отдельных подразделений определенной организации могут существенно различаться. Каждый отдел, секция, участок или отделение вовлечены в обработку входа для получения определенного выхода. Пример диаграммы вход-выход представлен на рис. 45.
Вход может быть представлен сырьем, составляющими частями, людьми, деньгами или информацией. Выход может быть в виде изделий, людей, получивших услугу, информации или комбинации этих элементов.
Предпосылкой для понимания любого решения является понимание контекста операций вход – процесс – выход.
При формулировке модели вход – выход необходимо решить три задачи:
· определение входов и выходов;
· определение источника входов и места назначения выходов;
· выяснение требований внутренних потребителей, которые обслуживаются выходами из процесса, и требований процесса для внутренних поставщиков, которые обеспечивают входы процесса.
Основными элементами входов являются:
1) информация, необходимая для процесса;
2) материалы и сырье, необходимые для процесса;
3) люди, которые принимают участие в процессе;
4) оборудование, используемое в процессе.
Выходы включают:
1) материальные изделия и товары;
2) поставленную информацию;
3) изменения в результате выхода, например, в результате определенной оказанной услуги.
Диаграммы вход – выход дают краткий обзор контекста проблемы, обеспечивают эффективное представление проблемы. Ясно, что такие диаграммы не дают ответов на все вопросы.
2. ДИАГРАММЫ ПРОЦЕССА
Более детальный способ анализа проблемы – построение диаграммы процесса. Ее использование дает понимание процессов, происходящих в организации. Здесь осуществляется описание потока информации о производимых изделиях, клиентах и непосредственно о производственном процессе. Это требует от ЛПР идентификации каждой стадии процесса.
Целью построения диаграммы процесса является учет всех его стадий в решении проблемы и нахождение логической последовательности этих стадий.
Регистрация стадий позволяет быстро выявить плохо организованные процессы, разъяснить проблему и внутренние взаимосвязи между ее элементами. Еще более важным является выявление узких мест или проблемных областей, где нет эффективных процедур для принятия решений в специфических обстоятельствах. Пример диаграммы процесса представлен на рис. 46.
Рис. 46. Диаграмма процесса оформления заказа
3. СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ ПОИСК ДАННЫХ
Ключевое слово здесь – «систематизированный». Фаза понимания проблемы часто является препятствием эффективного ее решения. Именно здесь ЛПР часто перескакивает через аспекты проблемы, которые на первый взгляд кажутся тривиальными, но ведут к более существенным фактам. Цель процедуры состоит в определении всех существенных фактов, относящихся к проблеме и окружающей ее внепроблемной области.
Фактическая информация собирается путем задавания систематизированной совокупности вопросов, которые касаются проблемы и ее окружения, прикладной области. Вопросы следующие.
1. Какие действия выполнены и почему?
2. Как это произошло и почему?
3. Где это произошло и почему?
4. Кто выполняет действия и почему?
5. Сколько раз это случилось и почему?
Этот список вопросов может быть расширен, сокращен или видоизменен. Важным моментом здесь является то, что применение рассмотренного списка вопросов обеспечивает дисциплину для систематического опроса. Поиск ответа на вопрос «почему?» способствует выявлению причин, которые выдвинуты в качестве объяснения, почему все происходит именно так. Конечно, эти причины могут позже оспариваться. На этой стадии важно просто выявить их.