Налоги как основной инструмент формирования бюджетных доходов.Сущность,функции и роль налогов.Принципы налогооблажения.
Согласно п.1 ст.8 ч.1 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог – это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Существующая как таковая потребность перераспределять излишки доходов на общественно необходимые цели является той аксиомой, которая позволяет воспринять налоговые отношения как непременное условие развития цивилизации.
Налоговые отношения формируются на стадии распределения стоимости созданного совокупного дохода.
Фундаментальные требования к системе налоговых отношений:
1. Налогообложение выражает смену форм собственности.
2. Оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей (добавочный доход от земли, труда, капитала).
3. Вся система налогообложения должна быть детерминирована по отношению к базису. Она должна строиться в пределах вновь созданной стоимости.
4. Вся сумма обобществленных через налогообложение финансовых ресурсов должна быть использована исключительно на общенациональные нужды.
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-власное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
Данное определение раскрывает первопричину существования налоговых отношений – необходимость перераспределять часть доходов для удовлетворения общенац. потребностей.
Основные выводы:
• Налоги – общеобязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно.
• В налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей и территорий.
• Налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов.
• Налоги, используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.
• В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.
Принципы налогообложения:
1. В перераспределение может включаться только реально созданная стоимость
2. Конечная цель перераспределения – максимально возможное полное удовлетворение общественных потребностей
3. Перераспределение осуществляется при условии не только сохранения, но и повышения уровня доходности всех сфер хозяйствования
4. Перераспределение осуществляется в интересах всех участников воспроизводства при строгом сохранении паритета между разными формами собственности и в целях создания конкурентоспособной экономической среды.
Налогам, как особой сфере денежных распределительных отношений, присущи общие и специфические признаки. К общим признакам относятся те, которые присущи всем финансово-экономическим категориям (в частности, налоги имеют денежный характер, вражают экономические, распределительные отношения).
К специфическим налоговым признакам относятся:
- законодательно-правовой характер (т.е. налоговые отношения регулируются только законодательными актами);
- безэквивалентное и одностороннее движение стоимости;
- смена форм собственности;
- обязательность, определенность, фиксированность, долговременность и стабильность элементов налога.
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость и другие.
Аккордные и подоходные
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные
Подоходные налоги сами делятся на два типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
-Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
-Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
-Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
-Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
-Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.