Целевое программирование как инструмент развития регионов
Цели и задачи программы.
Цели программы формулируются как качественным образом, так и в виде измеримых целевых показателей, достижение которых приурочено к определенным срокам.
Главная цель программы выражается в виде задачи удовлетворения потребностей в программном продукте на уровне, достаточном для решения исходной проблемы, породившей программу. Система целей и задач должна быть представлена в виде развернутой взаимосвязанной совокупности, ранжированной по уровням и по значимости. Это означает, что цели и задачи программы должны быть не только сформулированы, но и упорядочены, где каждой целью порождаются подцели более низкого уровня, т.е. она раскладывается на составляющие вплоть до перехода к некоторым элементарным целям, не подлежащим дальнейшему делению.
Цели программы должны быть объединены в совокупность, обладающую свойством полноты (учет всех целей, вытекающих из глав-
ной и сопутствующих ей) и упорядоченности (установление последовательности достижения целей и степени их важности).
Этапы реализации программы.
В данном разделе весь период осуществления программы разделяется на несколько этапов, характеризуемых выполнением и завершением определенного объема работ, а также достижением промежуточных целей программы. Количество этапов и содержание работ на каждом этапе осуществления программы зависят от характера решаемой проблемы и общей продолжительности программного периода. Выделение этапов способствует облегчению управления программой и контроля за ее реализацией.
4. Инвестиционные проекты, входящие в программу.Крупные комплексные программы федерального, регионального,
отраслевого уровня могут включать в качестве составной части относительно самостоятельные научно-технические, производственно-технологические, социальные и другие виды инвестиционных проектов, осуществление которых способствует реализации программы или является составной частью проведения программы в жизнь. Особенность таких проектов заключается в том, что они требуют для своего претворения крупных вложений капитала, инвестиций, обеспечиваемых за счет ресурсных источников программы.
При этом такие инвестиционные проекты не только обеспечивают решение программной проблемы, но дают определенный положительный эффект, выходящий за пределы программы и представляющий интерес для экономики в целом.
Здесь перечисляются и характеризуются подобные инвестиционные проекты программы, представляющие ее ведущие звенья. Совокупность инвестиционных проектов, входящих в программу, отражает ее инвестиционную направленность, стратегию.
Все рассмотренные выше четыре раздела образуют своего рода концепцию, генеральный замысел программы, позволяющий судить о ее целевой направленности, обоснованности, этапности, реализуемости. Последующие разделы характеризуют конкретное содержание программных мероприятий по претворению программы в жизнь, достижению программных целей.
Содержание подпрограмм, составляющих программу.
Мероприятия программы объединяются в отдельные блоки, называемые подпрограммами. Подпрограмма представляет совокупность программных мероприятий, работ, объединенных в единый комплекс по признаку их общности. Обычно в программах выделяются подпрограммы:
— отраслевые, содержащие мероприятия, связанные с ключевыми отраслями экономики, от которых зависит осуществление программы.
Например, подпрограммы проведения геолого-разведочных работ, производства и/или реализации технологий, приобретения или продажи техники и оборудования;
— территориальные, объединяющие программные мероприятия, проводимые в рамках отдельной территории или связанные с решением территориальных проблем, которые являются частью общей программной проблемы;
— социальные, характеризующие меры по решению социальных задач программы.
Можно выделить и функциональные подпрограммы, ориентирующиеся на выполнение функций, с которыми связан и от которых зависит исход программы (экологические подпрограммы, меры по созданию и развитию инфраструктуры в зоне действия программы).
Крупномасштабные комплексные целевые программы в современных условиях так или иначе связаны с развитием внешнеэкономических отношений. Учитывая особую значимость этого аспекта для реализации ряда программ, а также специфику программных мероприятий внешнеэкономического характера, их следует выделять в виде отдельной подпрограммы или специального раздела программы. Мероприятия в области внешнеэкономических связей реализуются в таких сферах сотрудничества, как экспорт-импорт товаров и услуг, международная передача технологий, техническое содействие и помощь, организация совместных предприятий, привлечение иностранного капитала.
Целевое программирование как инструмент развития регионов
Системный подход в управлении экономикой, в том числе на уровне региона, находит свое проявление в программно-целевом управлении.
Истоки программно-целевого управления уходят в глубь предыдущих десятилетий и даже столетий. Будучи одним из наиболее ярких проявлений системного подхода в управлении, программно-целевое управление в неявной форме было присуще всем процессам управления, построенным на системной основе.
Официальное, документальное рождение программ как инструмента планирования, управления относится к началу XX в.
Программы вооружений стали первыми областями приложения методов программно-целевого управления в их зрелых формах в том виде, в котором такой подход применяется и в нынешнее время. Постепенно получили распространение международные программы экономической помощи развивающимся странам.
В экономически развитых странах в практику управления на государственном, а затем и региональном уровнях входят социально-экономические программы, направленные на решение крупных социальных, экологических проблем, основанные на бюджетном финансировании.
В России в первые годы проведения рыночных реформ программы были частично забыты. Однако уже в 1995 г. постановлением Правительства РФ был утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, после чего поток предлагаемых и принятых к реализации программ резко увеличился.
К 1998 г. количество одновременно реализуемых целевых программ федерального уровня приблизилось к двумстам, общий ежегодный объем затрат, необходимых для выполнения программ, превысил валовой внутренний продукт страны.
Само понятие «программно-целевое управление»не имеет четкого, однозначного толкования, трактуется в широком смысле и как метод программного воплощения крупных управленческих решений, и как реализация комплексного, системного подхода при решении крупномасштабных социально-экономических проблем.
Программность управлениясостоит в том, что оно осуществляется по схеме «цели — пути — средства», т.е. на основании целей устанавливаются пути, способы их достижения, а сами пути увязываются с необходимыми средствами, затратами экономических ресурсов, включая время. Единство целей, путей и средств их достижения воплощается в программно-целевом управлении в программу действий,ведущих к намеченным целям. Наличие подобной программы действий, показывающей, каким образом будут достигаться цели управления, в какие сроки, при каких затратах ресурсов, и есть главный признак программно-целевого управления.
Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций. Именно социально-экономическая природа проблемы дает возможность использовать понятие комплексной, целевой программы.
Комплексная, целевая программа -это система ориентированных в пространстве и во времени, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, обеспеченных ресурсными источниками мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственно-технологического, социально-экономического, организационного, экологического характера, направленных на решение единой проблемы, достижение единой цели.
Цель программы развертывается в совокупность задач, которые решаются с помощью системы мероприятий, реализуемых исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Цель заключается в конечном счете в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Аналогично под используемыми ресурсами понимается совокупность затрат всех материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов, необходимых для достижения цели, включая расходы ресурсов не только в сфере производства программного продукта, но и на тех участках сопряженных производств, сферы обращения и потребления, которые связаны с изготовлением и использованием программного проекта. Источники ресурсного обеспечения программ могут далеко выходить за рамки государственного и местных бюджетов, включать средства хозяйствующих субъектов, заинтересованных в осуществлении программы, инвестиции банков и других финансовых институтов, кредиты, поступления от продажи ценных бумаг, безвозмездную помощь, другие внебюджетные источники. Отмеченные особенности придают экономическим программам комплексный характер.
Программный подход в управлении экономикой распространяется и на организационные структуры управления экономикой в целом, регионами, отраслями, производственными единицами в виде предприятий, фирм, компаний. Программно-целевым управлением правомерно считать организацию процесса управления, организационные структуры управления, основанные на принципах программно-целевого подхода.
На сегодняшний день существует большое число видов комплексных программ, различающихся по разным признакам.
По уровню значимости программной проблемы и месту, занимаемому программой в иерархической структуре управления, следует различать:
1) международные, межстрановые программы, имеющие значение и затрагивающие интересы мирового экономического сообщества;
2) федеральные целевые программы, решающие проблемы федерального значения и распространяющие свое действие на экономику страны;
3) региональные целевые программы, решающие проблемы в масштабе субъектов Российской Федерации, зоной действия мероприятий которых является преимущественным образом экономика региона;
4) отраслевые программы, решающие проблемы в масштабе отрасли или подотрасли экономики страны, т.е. проблемы отраслевой природы.
Однако инструментом программно-целевого управления могут быть и программы микроэкономического уровня. К ним следует относить:
1) территориальные, городские, муниципальные программы;
2) программы реструктуризации, модернизации производства, обновления выпуска, повышения качества, конкурентоспособности продукции, прибыльности.
В зависимости от цели программы, функций и возлагаемых на нее задач необходимо выделить следующие виды программ:
1) социальные и социально-экономические, ориентированные на непосредственное решение социальных задач (т.е. задач удовлетворения социальных потребностей) или на решение экономических задач, способствующих улучшению социального климата;
2) научно-технические, инновационные, целью которых является решение крупных проблем научного характера, освоение научно-технических достижений в области создания новых конструкций, прогрессивных технологий, новых видов материалов, потребительских товаров и услуг;
3) производственно-технологические, направленные на развитие определенных видов производств и технологических процессов, позволяющих повысить эффективность производства и качества продукции;
4) организационно-хозяйственные, цель которых состоит в совершенствовании методов организации и управления хозяйством на всех уровнях;
5) инвестиционные, в которых определяющую роль играет получение и использование инвестиций для осуществления крупномасштабного проекта;
6) внешнеэкономические, ставящие целью развитие внешнеэкономических связей;
7) территориально-производственные, направленные на комплексное развитие хозяйства отдельных районов (создание и развитие территориально-производственных комплексов);
8) экологические, решающие проблемы охраны окружающей среды и обеспечения безопасного существования людей.
Особый класс образуют целевые программы, которые можно назвать ориентирующими, или программами-ориентирами. Такие весьма общие программы не доводятся до конкретных мероприятий, не содержат адресного состава исполнителей, не определяют объемы и источники ресурсного обеспечения. Их задача в том, чтобы установить направления, способы действий для решения программной проблемы, указать общие стратегические пути решения социально-экономических проблем. То есть их основная функция - целеориентирующая. Такие программы носят концептуальный характер и зачастую выражают не только экономическую, но и социально-политическую доктрину.
Каждая программа содержит определенный перечень разделов, содержание и количество которых зависит от масштабности целей и задач ее реализации. Поэтому, в общем, могут быть названы лишь крупные определяющие элементы программы с оговоркой о возможных изменениях, обусловленных частными особенностями.
Итак, программа включает следующие составные части.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости программы как средства решения проблемы.
В этом разделе излагаются суть, истоки, корни проблемы, которую предлагается решить посредством реализации комплексной программы. Обрисовывается круг организаций, лиц, заинтересованных в осуществлении программы, а также виды и масштабы потребностей, которые должны быть удовлетворены в результате ее выполнения. Приводятся результаты анализа, свидетельствующие, что проблема не решается традиционными непрограммными методами управления и что только концентрация средств и комплексное проведение мероприятий в рамках целостной программы способны разрешить проблему. Отмечается значимость программы в масштабе страны, региона, отрасли, экономических и социальных объектов.
Цели и задачи программы.
Цели программы формулируются как качественным образом, так и в виде измеримых целевых показателей, достижение которых приурочено к определенным срокам.
Главная цель программы выражается в виде задачи удовлетворения потребностей в программном продукте на уровне, достаточном для решения исходной проблемы, породившей программу. Система целей и задач должна быть представлена в виде развернутой взаимосвязанной совокупности, ранжированной по уровням и по значимости. Это означает, что цели и задачи программы должны быть не только сформулированы, но и упорядочены, где каждой целью порождаются подцели более низкого уровня, т.е. она раскладывается на составляющие вплоть до перехода к некоторым элементарным целям, не подлежащим дальнейшему делению.
Цели программы должны быть объединены в совокупность, обладающую свойством полноты (учет всех целей, вытекающих из глав-
ной и сопутствующих ей) и упорядоченности (установление последовательности достижения целей и степени их важности).
Этапы реализации программы.
В данном разделе весь период осуществления программы разделяется на несколько этапов, характеризуемых выполнением и завершением определенного объема работ, а также достижением промежуточных целей программы. Количество этапов и содержание работ на каждом этапе осуществления программы зависят от характера решаемой проблемы и общей продолжительности программного периода. Выделение этапов способствует облегчению управления программой и контроля за ее реализацией.
4. Инвестиционные проекты, входящие в программу.Крупные комплексные программы федерального, регионального,
отраслевого уровня могут включать в качестве составной части относительно самостоятельные научно-технические, производственно-технологические, социальные и другие виды инвестиционных проектов, осуществление которых способствует реализации программы или является составной частью проведения программы в жизнь. Особенность таких проектов заключается в том, что они требуют для своего претворения крупных вложений капитала, инвестиций, обеспечиваемых за счет ресурсных источников программы.
При этом такие инвестиционные проекты не только обеспечивают решение программной проблемы, но дают определенный положительный эффект, выходящий за пределы программы и представляющий интерес для экономики в целом.
Здесь перечисляются и характеризуются подобные инвестиционные проекты программы, представляющие ее ведущие звенья. Совокупность инвестиционных проектов, входящих в программу, отражает ее инвестиционную направленность, стратегию.
Все рассмотренные выше четыре раздела образуют своего рода концепцию, генеральный замысел программы, позволяющий судить о ее целевой направленности, обоснованности, этапности, реализуемости. Последующие разделы характеризуют конкретное содержание программных мероприятий по претворению программы в жизнь, достижению программных целей.
Содержание подпрограмм, составляющих программу.
Мероприятия программы объединяются в отдельные блоки, называемые подпрограммами. Подпрограмма представляет совокупность программных мероприятий, работ, объединенных в единый комплекс по признаку их общности. Обычно в программах выделяются подпрограммы:
— отраслевые, содержащие мероприятия, связанные с ключевыми отраслями экономики, от которых зависит осуществление программы.
Например, подпрограммы проведения геолого-разведочных работ, производства и/или реализации технологий, приобретения или продажи техники и оборудования;
— территориальные, объединяющие программные мероприятия, проводимые в рамках отдельной территории или связанные с решением территориальных проблем, которые являются частью общей программной проблемы;
— социальные, характеризующие меры по решению социальных задач программы.
Можно выделить и функциональные подпрограммы, ориентирующиеся на выполнение функций, с которыми связан и от которых зависит исход программы (экологические подпрограммы, меры по созданию и развитию инфраструктуры в зоне действия программы).
Крупномасштабные комплексные целевые программы в современных условиях так или иначе связаны с развитием внешнеэкономических отношений. Учитывая особую значимость этого аспекта для реализации ряда программ, а также специфику программных мероприятий внешнеэкономического характера, их следует выделять в виде отдельной подпрограммы или специального раздела программы. Мероприятия в области внешнеэкономических связей реализуются в таких сферах сотрудничества, как экспорт-импорт товаров и услуг, международная передача технологий, техническое содействие и помощь, организация совместных предприятий, привлечение иностранного капитала.