Необходимость социальной защиты населения, ее сущность и финансовый механизм
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельства моногоаспектны. С одной стороны, они связаны: а) с полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту; б) с потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера. С другой стороны, они порождены изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.). С третьей стороны, необходимость в социальной защите может быть вызвана неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера.
Значение и уровень системы социальной защиты населения, таким образом, предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государства. В периоды обострения экономических проблем и социальной напряженности возрастает необходимость в ее расширении и совершенствовании.
Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды. В странах с рыночной экономикой социальная защита основывается на многосторонней ответственности — государства, негосударственных структур, общественных объединений — за формирование и целевое использование специализированных фондов (пенсионных, социальной защиты, социального обеспечения и др.).
Содержание социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике не однозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием социальной сферы в целом, в других — соотносится с помощью больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих — подразумевает обеспечение неработающих и т.д.
Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, комиссия Европейского сообщества условно разбила системы социальной защиты на две группы: систему Бисмарка (ее основоположник — немецкий канцлер О. Бисмарк) и систему Бевериджа (У.Г. Беверидж — английский экономист, государственный деятель).
По системе Бисмаркастепень участия в общественном производстве (качество и длительность профессиональной деятельности) определяет уровень социальной защищенности гражданина. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален страховым взносам, которые человек уплачивал на протяжении своей активной жизни. Такой принцип социальной защищенности носит накопительный характер. Но в системе Бисмарка действует и защита солидарного характера, означающая, что работающие содержат неработающих. Она распространяется на семьи с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности и реализуется в виде помощи, оказываемой через социальные муниципальные службы.
Социальная защита по системе Бевериджадает право на минимальную защищенность любому человеку, по ряду причин потерявшему свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии (уровень отчислений от заработной платы в рамках минимального дохода при этом роли не играет). Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.
В мировой практике обе системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общими для них являются принцип самообеспечения, согласно которому все граждане трудоспособного возраста обязаны зарабатывать на себя, и гибкая система социальных гарантий на случай болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и т.п.
К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В литературе не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества. Однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.
Термин «социальное обеспечение» появился в России в 1919 г. С ним связывалась материальная помощь рабочим и служащим, семьям красноармейцев, ремесленникам, крестьянам, больным и престарелым, предоставлявшаяся за счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было заменено социальным страхованием. В дальнейшем в хозяйственной практике СССР эти понятия и сферы деятельности не раз появлялись вновь, при том что социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, а социальное страхование — в ведении профсоюзов. Им соответствовали фонд социального обеспечения и бюджет социального страхования. В 1964 г. были введены социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов — с 1930-х гг. одной из самых незащищенных категорий трудящихся. Развитие этих форм воплотилось в 1971 г. в организацию автономных от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все перечисленные фонды прекратили существование.
Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и т.д.). Социальное обеспечение — это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества, процесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.
Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание — его формы.
Каждой из стран присущ определенный набор перечисленных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.
Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. Причем в одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных .
Социальная помощь (за рубежом ее называют общественным вспомоществованием) оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размеров пособий по нуждаемости.
Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определенном историческом этапе. Всемирный банк в своем подходе рассматривает бедность в двух аспектах: а) как производное от недостаточности доходов; б) как отсутствие ряда основных возможностей: хорошо питаться и быть здоровым; вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания.
Для каждой страны специфичны показатели: а) бедности по доходам; б) бедности по возможностям. Нет и единой методологии определения бедности. В мировой практике наиболее известны и применяемы следующие методы:
• нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);
• статистический (бедными считаются либо 10—15 % первых по размерам получаемых душевых доходов в общем ряду распределения населения, либо иная часть этого ряда);
• стратификационный (к бедным относят людей априорно ограниченных в возможностях самообеспечения);
• эвристический (исходя из общественного мнения или с позиций самого респондента определяется недостаточность уровня жизни);
• экономический (категория бедных определяется исходя из возможностей государства поддерживать их материальную обеспеченность).
Попечительство в отличие от социальной помощи ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.
Социальное обслуживание — это деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.
В систему социального обслуживания входят: государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т.п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Социальные услуги оказываются в случаях малообеспеченности, сиротства, бездомности, безработицы, инвалидности, неспособности к самообслуживанию; токсикомании, наркомании, алкоголизма; семейного неблагополучия; возвращения из мест лишения свободы; стихийного экологического и техногенного бедствия; иных случаях, когда необходима социальная поддержка.
Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов, специальных фондов, а также из средств, получаемых от платы за предоставление социальных услуг, за счет благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.
Схематично финансовый механизм социальной защиты населения показан на рис. 12.1.
Социальное страхование
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.).
Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования и законодательная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.
Социальному страхованию присущи следующие признаки:
• страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;
• страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);
• страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;
• страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;
• привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;
• временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.
Организация социального страхования базируется на принципах: всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.
Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.
Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
3) пособиями:
• по болезни и временной нетрудоспособности;
• беременности и родам;
• безработице;
• в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
• на погребение;
4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.
В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхования (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике введено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выполняющих работу на основе членства в организации и проходящих стажировку. Организация данного вида страхования возложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счета средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистрацию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уплату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы дифференцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности.
Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социальной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с наступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рождение ребенка и уход за ним до достижения им установленного законодательством возраста; инвалидность; достижение пенсионного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застрахованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.
Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и наниматели могут за счет собственных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и порядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Государство в этом случае не несет ответственности по обязательствам негосударственных страховых организаций.
К рискам, от которых страхуют человека в рамках системы социального страхования западноевропейских стран, относятся: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения подразделяется на направления: а) страхование больничное (медицинское), т.е. от риска заболеваний; б) страхование по старости, или пенсионное; в) страхование от безработицы; г) страхование от несчастных случаев; д) страхование по уходу за престарелыми и инвалидами.
Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).
В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что формирование доходов бюджета происходит за счет физических и юридических лиц, а значит, все общество принимает участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в финансировании социальной защиты возрастает.
♦ Социальное страхование в странах Скандинавии и Испании обращено на следующие риски: на случаи болезни, безработицы, инвалидности, по старости и от несчастного случая на производстве. Расходы по страхованию от несчастных случаев покрываются за счет владельцев предприятий, в остальных видах страхования — распределяются в разной мере между самими застрахованными, владельцами предприятий, общинами и государством. Управление социальным страхованием в этих странах происходит по-разному. В Дании, Швеции и Финляндии, например, где оно децентрализовано, это дело органов самоуправления .
♦ В США существуют две формы частного социального страхования — коллективное по месту работы и индивидуальное. Ведущей формой является первая из них. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило,
предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.
♦ На постсоветском пространстве система социального страхования коренным образом меняется. В одних странах появились государственные пенсионные фонды и фонды обязательного медицинского страхования, в других — государственные фонды социальной защиты населения и содействия занятости, а также негосударственные страховые пенсионные фонды и фонды медицинского страхования. Постепенно вводятся персонифицированные счета граждан, позволяющие учитывать степень их трудового участия на протяжении всего трудоспособного возраста, но еще сохраняется солидарный характер социальной защиты населения.
♦ В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости. С 1999 по 2002 г. функционировал внебюджетный Фонд социальной защиты молодежи.
Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. № 2367-ХП на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 01.07.1993г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 01.04.2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета.
В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995 г.
Главными задачами фонда являются:
• финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
• сбор страховых взносов;
• расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
• международное сотрудничество в области социального страхования.
Функциями ФСЗН являются:
• методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
• контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;
• координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
• обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
• совершенствование государственного социального страхования;
• организация информации по всем категориям плательщиков;
• ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
• определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 г. В редакции данного закона от 28.07.2003 г. № 232-3, в отличие от предыдущих редакций, общеустановленный размер обязательных страховых взносов разделен на пенсионное и социальное страхование, кроме того, упорядочены льготы. В частности, тариф страхового взноса, составляющий 35 %, включает 29 % обязательных взносов на пенсионное страхование и 6 % — на социальное. Такое деление обусловлено динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата названных взносов производится единым платежом в размере 35 % плюс 1 % с работающих граждан на пенсионное страхование.
Для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и садоводческих кооперативов установлен общий размер страховых взносов — 30 % (24 % — на пенсионное и 6 % — на социальное страхование) и 1 % — с работающих граждан. Для коллегий адвокатов тариф, ранее составлявший 5 %, увеличился вдвое (8 % — на пенсионное, 2 % — на социальное страхование). Для физических лиц, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность, размер страховых взносов установлен в размере 36 % (30 % — на пенсионное, 6 % — на социальное страхование).
В новой редакции закона о страховых взносах в ФСЗН не стало таких малообоснованных льготных тарифов, как 4,7 %, 5, 15 и 20,4 %, зато содержится перечень плательщиков, освобожденных от уплаты страховых взносов на определенных условиях. Это общественные объединения инвалидов и пенсионеров, не менее чем на 80 % состоящие из граждан данной категории, а также принадлежащие им на праве собственности организации с численностью инвалидов среди работающих граждан не менее 50 % и с размерами их доли в общей сумме выплат не менее 25 %. Ранее подобные организации платили страховые взносы в размере 4,7 и 20,4 %. Кроме того, от уплаты страховых взносов освобождены члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста.
Индивидуальные предприниматели вошли в состав обязательных плательщиков в ФСЗН с 01.08.2002 г. в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. № 497. Они должны уплачивать не менее 36 % величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:
• выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по потере кормильца, социальных пенсий;
• выплату пособий по беременности, рождению ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.
Помимо этого в соответствии с международными договорами из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики; финансируются расходы: а) на оздоровление трудящихся, б) повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, в) оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, г) обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения. Его создание, а также порядок формирования и использования денежных средств регламентированы постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О Государственном фонде содействия занятости» от 15.05.1998 г. № 759 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2003 г. № 1261) и Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности государственной службы занятости населения» от 13.01.2003 г. № 50.
Источниками формирования фонда являются:
• обязательные отчисления организаций (в том числе организаций с иностранными инвестициями), индивидуальных предпринимателей;
• оплата банками использования денежных средств, которые хранятся на счетах фонда;
• суммы штрафов, взыскиваемых органами государственной службы занятости, за нарушение законодательства о занятости населения;
• добровольные пожертвования и иные поступления.
Средства фонда аккумулируются на едином казначейском
счете Министерства финансов Республики Беларусь с распределением в республиканский и местные бюджеты на основании предложений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласованных с облисполкомами и Минским горисполкомом. При этом распорядителями средств фонда являются: республиканской части — Министерство труда и социальной защиты; областных — управления областных служб занятости населения; городских и районных — городские (региональные) и районные центры занятости населения; Минска — Минский городской центр занятости населения.
Областные части и часть фонда Минска формируются за счет средств, передаваемых из республиканского бюджета в виде текущих трансфертов; городские и районные — за счет средств, передаваемых из областной части фонда в виде текущих трансфертов.
Цели, на которые расходуются средства фонда, имеют отличия, обусловленные статусом распорядителя. Для республиканской части это:
• проектирование информационно-вычислительной системы государственной службы занятости; приобретение программно-технических средств, оборудования и общесистемного программного обеспечения для ее создания и обеспечения функционирования; разработка и сопровождение прикладного программного обеспечения; организация общереспубликанских телекоммуникационных каналов связи;
• информационное обеспечение деятельности органов государственной службы занятости;
• проведение республиканских конференций, семинаров, совещаний;
• обеспечение международного сотрудничества в решении проблем занятости населения;
• формирование резерва фонда занятости, предназначенного для финансирования непредвиденных ситуаций на рынке труда;
• аккумулирование средств, направляемых на финансирование мероприятий по социальной поддержке молодежи.
Средства областных частей и часть фонда Минска используются для финансирования следующих мероприятий:
• по социальной поддержке безработных и незанятого населения;
• профориентации, профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных;
• поддержке работодателей в деле сохранения и создания новых рабочих мест;
• стимулированию трудовой инициативы граждан, обеспечению постоянной и временной занятости населения;
• повышению квалификации работников государственной службы занятости;
• развитию материально-технической базы, эксплуатации информационной вычислительной службы занятости.
Средства городских и районных частей фонда предназначены для содержания региональных, городских и районных органов государственной службы занятости.
Оплата расходов республиканской части фонда производится Министерством финансов, областных и Минска — областными и минским городским финансовыми управлениями через территориальные органы государственного казначейства.
Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления платежей в фонд осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и его органами на местах. Контроль за расходованием средств фонда по целевому назначению возложен на Министерство финансов страны, местные финансовые органы.
Медицинское страхование
Медицинское страхование составляет часть социальной инфраструктуры и необходимо для защиты от риска высоких материальных издержек в случае временной или постоянной утраты здоровья при нехватке личных или бюджетных средств. Человек, потерявший здоровье, часто несет большие расходы на лечение. Для их покрытия медицинское страхование дополняет определенный, гарантируемый государством уровень медицинского обслуживания за счет бюджетных или внебюджетных средств.
Оказание социальной помощи гражданам в случае болезни имеет долгую традицию. Так, в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи, занимавшиеся сбором и выплатой средств для материальной поддержки граждан в случае утраты ими трудоспособности. В средние века социальная защита возлагалась на цеховые или ремесленные гильдии и церковь.
Во второй половине XIX в. стали создаваться общества (кассы, товарищества) больничного страхования для оказания помощи при болезни. Основателями больничного страхования стали Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был принят первый государственный закон об обязательном больничном страховании рабочих.
В дореволюционной России больничные кассы открыли в начале XIX в., а в 1912 г. Государственная Дума приняла закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан. В советское время он утратил актуальность, поскольку было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание.
Система страховой защиты здоровья во многом определяется степенью участия государства в организации и финансировании медицинской помощи. В большинстве стран она возмещается за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения и означает формирование страховых доходов за счет обязательных взносов работодателей, предпринимателей и бюджетных средств (для неработающей категории населения). Из этих фондов и оплачиваются медицинские услуги. В добровольном медицинском страховании страховая организация оплачивает расходы по лечению в медицинском учреждении лица, заключившего с ней договор страхования и уплатившего страховую премию.
По участию в формировании страховых фондов и управлении ими системы страховой защиты здоровья подразделяются на три вида:
1) частного страхования;
2) регулируемого государством и общественностью страхования;
3) бюджетного здравоохранения.
¨Система частного страхования сохранилась в США, где государственное регулирование здравоохранения достаточно либерально.
В настоящее время в систему страхования здоровья США входят следующие структуры:
• частные неприбыльные страховые ассоциации «Голубой крест» и «Голубой щит», занимающиеся только страхованием здоровья и управляемые в каждом штате национальными штаб-квартирами;
• частные коммерческие страховые компании, деятельность которых не регулируется государством;
• самофинансируемые программы индивидуальных предпринимателей ;
• общества поддержания здоровья;
• правительственные программы «Медикэр», «Медигэп» и «Медикэйд».
Страховая ассоциация Голубой крест» была создана в период Великой депрессии, когда многие граждане не могли оплачивать счета за медицинские услуги, а «Голубой щит» — в 1970-е гг., когда у населения наметилась тенденция к ведению здорового образа жизни.
Федеральная программа льготного медицинского страхования «Медикэр» рассчитана на людей старше 65 лет и инвалидов. Она предусматривает возмещение затрат в случаях госпитализации, пребывания в домах престарелых, диаг