Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов,осущест­вляющих финансовый контроль, различают следующие его ви­ды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ре­сурсов страны в производственной и непроизводственной сфе­рах. Он занимает доминирующее положение среди других ви­дов финансового контроля. В основу организации государст­венного контроля положены следующие принципы:

• независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);

• гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина. Такая доступность обеспечивается обычно двумя путями: а) представлением итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольных органов органам государственной власти; б) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати (радио, телевидение, пресса и др.);

• законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);

• объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);

• ответственности, а именно: а) ответственности контролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).

Ответственность контролеров означает, что каждый субъ­ект государственного финансового контроля (орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. В противном случае он не будет осущес­твлять контроль в должной мере.

Ответственность контролируемых означает, что винов­ники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую сте­пенью тяжести допущенных ими ошибок.

Ответственность третьих лиц (включая органы государ­ственной власти, обладающие правом принятия решений со­гласно представлениям или предписаниям органов государ­ственного финансового контроля) означает, что они должны не­сти ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязан­ностей (например, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового кон­троля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.

Перечисленные принципы взаимосвязаны, порядок их соче­тания зависит от конкретных обстоятельств. Они в значительной степени используются и в других видах финансового контроля.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего являет­ся финансово-хозяйственная сторона функционирования выше­названных организаций (сбор членских взносов, их целевое ис­пользование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими фир­мами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про­ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По сфере финансовой деятельностиразличают бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

По формами в зависимости от времени проведения финан­совый контроль делится на предварительный, текущий и по­следующий.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма фи­нансового контроля обычно применяется вышестоящими орга­нами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель — предупредить возможные злоупотребле­ния и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, ин­вентаризаций и визуального наблюдения. Большая роль от­водится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которые проверяют правильность и законность документов, на основании которых оформляются и совершают­ся финансовые операции.

Последующий контроль производят после совершения фи­нансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полно­ту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осу­ществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балан­сов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Данный вид контроля характеризуется более углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, чем при пред­варительном и текущем контроле. Цель последующего контро­ля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финан­совой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяй­ствующих субъектов, организаций и учреждений.

По методам проведения виды финансового контроля под­разделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов. Она позволяет выявить наруше­ния финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей. При обследовании объекта ис­пользуются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки фи­нансового положения объекта контроля, реорганизации про­изводства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельнос­тью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению ин­тересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтро­лировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм рас­ходования средств и отчислений в централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, соблюдение финансо­вой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавлива­ются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей. Виды ревизий многообразны, в экономической литературе их класси­фицируют по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ре­визии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.

Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сто­рон или участков финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий (объединений), учреждений, организаций.

Тематическая ревизия проводится по конкретным вопро­сам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объ­единений), учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятель­ность предприятия, учреждения, организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, в которую кроме бухгал­тера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такое представительство помогает выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности субъекта контро­ля, способствует повышению эффективности производства.

По характеру материала, на основе которого проводятся ре­визии, последние подразделяются на документальные и факти­ческие. Документальная ревизия предполагает проверку под­линных первичных бухгалтерских и других документов, фак­тическая — проверку наличия денежных средств и материаль­ных ценностей в натуре.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйствен­ных операций различают сплошные, выборочные и комбиниро­ванные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансовых и хо­зяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эф­фективный вид ревизий, однако из-за большой трудоемкости его используют только в случаях серьезных нарушений и зло­употреблений на предприятии, в учреждении или организации.

Выборочная ревизия предусматривает проверку финансо­во-хозяйственных операций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только за его отрезок, заранее на­меченный ревизорами (например, за один месяц в квартале или за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток вре­мени внутри ревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригада проверяющих может перейти к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия сочетает выборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одни участ­ки деятельности предприятия (учреждения, организации) про­веряются выборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) — сплошным методом. Однако если вы­борочная проверка вскроет злоупотребления, хищения и дру­гие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисцип­лины, то по данному кругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошную проверку документов.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходят по заранее состав­ленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах плану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не должен подвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся при обстоятельс­твах, которые заранее нельзя было предусмотреть в плане.

Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указыва­ются тема ревизии и срок проведения. В процессе подготови­тельной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо, назначившее проверку.

По результатам ревизии, выявившей нарушения законода­тельства, регулирующего экономические отношения, составля­ется акт. Если ревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой.

При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хище­ний денежных средств (иного имущества), обнаружении не­обоснованных списаний денежных средств и товарно-матери­альных ценностей об этом немедленно информируется лицо, назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются право­охранительным органам.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государ­ственных и негосударственных органов управления.

В Республике Беларусь на высшем уровне управления госу­дарственный финансовый контрольосуществляют, как уже отмечалось в § 8.2, прежде всего органы государственной влас­ти и управления: Президент, парламент, правительство стра­ны. В Российской Федерации действует такой же порядок. Пре­зиденты обеих стран в соответствии с Конституцией осуще­ствляют контроль при подписании законов, декретов, указов по финансовым вопросам, при назначении и освобождении минис­тров финансов и других членов правительства.

При Палате представителей и Совете Республики Нацио­нального собрания в Беларуси и при Совете Федерации и Госу­дарственной Думе в России создаются специальные структу­ры — комитеты, подкомитеты, комиссии по вопросам финан­сов, бюджета, налогам и другим аспектам финансовой полити­ки. Они контролируют соблюдение финансового законодательс­тва, вносят коррективы в представляемые правительством про­екты государственного бюджета, законов по налогообложению и других законов финансового характера. Парламенты утверждают отчеты правительств об исполнении бюджета за соответ­ствующие отчетные годы и законы по финансовым вопросам (налогам, социальному страхованию, страхованию имущества юридических и физических лиц, личному страхованию, разви­тию рынка ценных бумаг, развитию банковского дела и т.п.).

Важное место в системе финансового контроля Российской Федерации занимает Счетная палата (Счетная палата — юридическое лицо. Ее возглавляет председатель, назнача­емый Госдумой на шесть лет. Заместителей председателя назначает на такой же срок Совет Федерации.). Это независимый от правительства, постоянно действующий орган, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собра­нию Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной пала­ты — контроль за федеральной собственностью и расходовани­ем федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица (государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Централь­ный банк России, органы местного самоуправления, коммер­ческие банки, страховые фирмы, коммерческие фонды и него­сударственные коммерческие организации) в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использовани­ем федеральной собственности, а также наличием у них налого­вых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральны­ми органами.

Законом Российской Федерации «О Счетной палате Россий­ской Федерации» от 11.01.1995 г. перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным использованием до­ходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и це­левому назначению; определение эффективности и целесооб­разности расходования государственных средств и использова­ния федеральной собственности; оценка обоснованности доход­ных и расходных статей-проектов федерального бюджета; фи­нансовая экспертиза проектов федеральных законов и норма­тивных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей бюджета и подготовка предложений по их устране­нию; контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке России, уполномо­ченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях; ре­гулярное представление палатам Федерального собрания Российской Федерации информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга страны, дея­тельность ее Центрального банка по обслуживанию государ­ственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых правительством, а также предо­ставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государ­ствам и международным организациям.

Основные формы контроля, используемые Счетной пала­той, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причи­ненного государству ущерба и привлечению к ответственности (в том числе и уголовной) должностных лиц, виновных в нару­шении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого пред­приятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При невыполнении этого требования, а также при выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, Счетная палата имеет право составлять предпи­сания, обязательные для исполнения. Если они не исполняют­ся, то Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государ­ственной Думой вправе принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам про­веряемого юридического лица. Предписание может быть обжа­ловано в судебном порядке.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в СМИ.

В Беларуси важным органом финансового контроля со сто­роны представительной власти, по существу равнозначным российской Счетной палате, является Комитет государствен­ного контроля. Формирование данного органа предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (1996 г.). Эта обязанность лежит на Президенте страны.

Систему государственного контроля образуют Комитет госу­дарственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Бела­русь территориальные органы Комитета государственного кон­троля могут создаваться в городах и районах республики.

Комитет государственного контроля включает более 15 глав­ных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банков­ской деятельностью и др.). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Бе­ларусь» от 02.11.2001 г. № 617 в состав данного комитета включен созданный на базе Государственного комитета финан­совых расследований Республики Беларусь Департамент фи­нансовых расследований с правами юридического лица. Это значительно расширило его функции.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы контролируют: исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налого­вых отношений в системе местных бюджетов и государствен­ных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; расходова­ние средств республиканского и местных бюджетов, направля­емых на создание государственных органов; сохранность и ис­пользование государственного имущества; соблюдение государ­ственными органами, иными юридическими лицами актов за­конодательства в области инвестиционной деятельности; за­конность использования юридическими лицами, индивидуаль­ными предпринимателями государственных ресурсов; соблюде­ние государственными органами и банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состояние контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также проведение проверок (ревизий) иных юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей; финансо­во-хозяйственную деятельность органов, представительств и учреждений республики, действующих за рубежом и финанси­руемых за счет средств республиканского бюджета; соблюдение участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рын­ка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг и т.п.

Основные формы контроля, используемые органами Коми­тета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии.

Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. В частности, при проведении проверок (ревизий) они вправе входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных и иных ценностей и порядка их хранения. Они могут опечатывать кассы или кассовые помеще­ния, склады и архивы, требовать от должностных лиц в уста­новленных законодательством случаях предъявления деклара­ции о доходах и имуществе.

И в Беларуси, и в России контроль со стороны правитель­ства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государ­ственного управления.

Оперативный финансовый контроль в Беларуси осущест­вляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный та­моженный комитет Республики Беларусь.

Министерство финансов Республики Беларусь не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосред­ственно контролирует ее осуществление. Все его структурные подразделения в той или иной форме контролируют финансо­вые отношения. Аппарат Министерства финансов прежде всего осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета страны, контролирует своевременное поступление до­ходов и расходование бюджетных ресурсов по целевому назна­чению, участвует в проведении валютного контроля, контроли­рует направление и использование государственных инвести­ций, выделяемых на основе решений правительства.

Министерство финансов имеет право: требовать и получать от органов государственного управления и организаций инфор­мацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюде­ния их получателями законодательства, необоснованного полу­чения либо использования указанных средств не по целевому назначению; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства; применять экономические санкции и налагать административ­ные взыскания в соответствии с законодательством.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов Беларуси методичес­кое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности. В рамках данного министерства важную роль играет Главное контрольно-ревизионное управле­ние Беларуси.

В соответствии с действующим законодательством основны­ми функциями названного выше подразделения являются: про­ведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций, использующих средства бюджета; проведение ревизий смет на содержание финансовых органов, а также проверок их работы по организации составле­ния и исполнения бюджета, контролю за целевым и эффектив­ным использованием бюджетных средств, а также внебюджет­ных и государственных целевых бюджетных фондов; разработ­ка методических документов и форм отчетности о контроль­но-ревизионной работе; проведение ревизий финансово-хозяй­ственной деятельности учреждений и организаций, подчинен­ных структурным подразделениям Минфина; методическое ру­ководство контрольно-ревизионной работой, обобщение прак­тики применения законодательства по вопросам ревизий и про­верок, разработка предложений по его совершенствованию.

Органы Главного государственного казначейства Респуб­лики Беларусь осуществляют оперативный контроль за испол­нением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюд­жета. Кроме этого, органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству.

Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу еди­ной системы контроля за соблюдением налогового законода­тельства, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Ключевым оперативным звеном в структуре данного мини­стерства являются налоговые инспекции (областные, город­ские, районные), которые осуществляют непосредственный на­логовый контроль и ведут учет налогоплательщиков.

Министерство по налогам и сборам и его органы имеют пра­во: проводить в установленном налоговым законодательством порядке налоговые проверки; проверять в организациях и у граждан документы, связанные с исчислением и уплатой нало­гов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по соответствующим вопросам; требовать от налогоплательщиков для проведения налоговой проверки первичные документы (бухгалтерскую, статистическую отчетность и др.), связанные с исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы имеют так­же право: производить изъятие документов, вещей и товар­но-материальных ценностей налогоплательщиков, которые яв­ляются объектами нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве; в случаях, предусмотренных законода­тельством, назначать инвентаризацию имущества налогопла­тельщиков, опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества налогоплательщиков (за исклю­чением касс и хранилищ банков и небанковских кредитно-фи­нансовых организаций); налагать (в соответствии с законода­тельством) арест на денежные средства (кроме денежных средств и других ценностей в банках, небанковских кредитно-финансо­вых организациях) и иное имущество налогоплательщиков — нарушителей законодательства о налогах и предприниматель­стве; в случаях, предусмотренных законодательством, приоста­навливать операции налогоплательщиков по их счетам и вкла­дам в банках и небанковских кредитно-финансовых организаци­ях, а также взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательст­вом он, в частности, организует и осуществляет валютный кон­троль (как непосредственно, так и через уполномоченные бан­ки); производит государственную регистрацию банков и небан­ковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им ли­цензий на осуществление банковских операций; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; оп­ределяет порядок проведения безналичных и наличных расче­тов; контролирует обеспечение безопасности и защиты инфор­мации в банковской системе и др.

С учетом данных функций Национальный банк Беларуси наделен широкими правами в области регулирования кредит­ных отношений, валютного обращения деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею, в частности: правом контролировать осуществление ими валютных операций; определять меры их ответственности за нарушение валютного законодательства; выдавать разрешения (лицензии) на ведение валютных операций, связанных с движением капитала; постоянно контролировать соблюдение банка­ми и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства и др.

В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Респуб­лики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борь­бу с контрабандой, административными таможенными право­нарушениями; пресекает незаконный ввоз-вывоз через тамо­женную границу наркотических средств, оружия и предметов, представляющих художественную, историческую и археологи­ческую ценность; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создавая условия, способ­ствующие ускорению товарооборота через таможенную грани­цу; контролирует вывоз стратегических и других жизненно важных для интересов страны материалов; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется ми­нистерствами, государственными комитетами, другими органа­ми управления на подведомственных им предприятиях, в уч­реждениях и организациях. Для этих целей в составе минис­терств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управле­ния (отделы, группы), подчиняющиеся непосредственно руко­водителю органа управления. Если такое подразделение не соз­дано, то контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций возлагается на руководителя бухгалтерского учета (главного бухгалтера) органа управления.

Ревизии и проверки могут производиться на договорной ос­нове аудиторскими организациями. Решение об этом принима­ет руководитель органа управления.

Основными задачами ведомственного контроля являются соблюдение финансовой дисциплины, борьба с хищениями го­сударственной и негосударственной собственности, денежных средств и материалов, выявление случаев незаконного их рас­ходования, проверка постановки бухучета и отчетности.

Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприя­тий, учреждений и организаций — обычно финансовые и пла­ново-финансовые отделы, бухгалтерии. Особенно большую роль играют главные (старшие) бухгалтеры, которые непосредствен­но подписывают все документы (бухгалтерские отчеты, расход­ные документы и др.), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий (учреждений).

Финансовый контроль тесно связан с разнообразными фи­нансовыми санкциями, которые в соответствии с законода­тельством применяют финансовые органы по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям в случае наруше­ния ими определенных требований и правовых норм. Санкции выступают в виде пени, штрафов и неустоек. Так, штрафы на­числяются: за сокрытие прибыли или других объектов налого­обложения; необоснованное получение дотаций и компенсаций из бюджета; использование средств бюджета не по целевому назначению; завышение объема стоимости строительно-мон­тажных и ремонтно-строительных работ, выполненных за счет бюджетных ассигнований; приписки и др.

Применение санкций повышает ответственность предприя­тий, учреждений, организаций и стимулирует к соблюдению законодательства и условий различных договоров, укреплению финансовой дисциплины.

Наряду с названными выше органами финансового контро­ля действуют специальные структуры, к которым относятся ау­диторские организации, и индивидуальные предприниматели.

Наши рекомендации