Институт банкротства как инструмент государственного регулирования национальной экономики.
Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом:
1) меры по восстановлению платежеспособности должников;
2) меры по их выводу из числа действующих предприятий.
Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хозяйствования составляют суть института банкротства.
Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженности не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-должника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превышает стоимость имущества должника.
В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы, ведущие к возникновению кризисного состояния предприятия,
Эти факторы действуют, как правило, в совокупности, что усиливает эффект негативного воздействия и неизбежно приводит к кризисному состоянию экономики, неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и зачастую — к их банкротству.
Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должников, кредиторов и государства, оказываются одним из действенных инструментов влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В таком качестве банкротство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.
Обязательными элементами системы банкротства в Республике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются:
• законодательная база банкротства;
• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;
• институт специалистов по реализации процедуры банкротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.;
• органы государственного управления по делам о банкротстве.
Под неплатежеспособностью должникапонимается его неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику.
Под экономической несостоятельностьюпонимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.
Банкротство— это устойчивая неплатежеспособность, признанная решением хозяйственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо различать следующие виды банкротства:
• реальное банкротство, характеризующее полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала;
• фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от их всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;
• преднамеренное банкротство,предполагающее преднамеренное, умышленное создание руководителем предприятия ли его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц.
Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным мероприятиям или классическим послесудебным процедурам банкротства, среди которых — защитный период, конкурсное производство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.
¨Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.
¨Защитный период— это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок не более трех месяцев.
¨Конкурсное производство— это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника.
¨Мировое соглашениев производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.
Государство создало инфраструктуру института банкротства и разработало эффективные механизмы, приводящие ее в действие. В Республике Беларусь осуществляется достаточная финансовая поддержка государством реализации процедур банкротства: ежегодно в республиканском и местных бюджетах предусматриваются средства для осуществления реорганизационных и оздоровительных процедур. Национальному банку Республики