Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Как отмечалось в главе 1, финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны. Отчасти об этом уже говорилось в § 2.3.
Развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.
Очевидно, что существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные отношения являются органической частью экономической структуры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие специфические денежные отношения.
Признавая тот факт, что финансы выступают особой формой производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта — чистого дохода, можно определить генетические истоки бюджетных отношений, конкретизировав момент их зарождения.
Итак, в момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта — чистого дохода в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов.
На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей.
На этом основании можно предположить, что в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно — бюджетные отношения.Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.
Бюджетные отношения носят перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обязательные платежи) для формирования доходов бюджета.
При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта.
Более того, при современной организации отношений субъектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.
Распределение чистого дохода — процесс многостадийный. Прежде всего из чистого дохода выделяется та его часть (m1),которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия (m2), вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Рис. 13.1. Формирование бюджетных отношений и бюджетных потоков:
М — чистый доход; m1 — часть чистого дохода, направляемая в распоряжение государства для формирования бюджетного фонда; m2 — часть чистого дохода, остающаяся у субъектов хозяйствования
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:
• обусловлены функционированием государства;
• связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
• носят перераспределительный характер;
• опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
• регламентированы бюджетным и налоговым законодательством.
Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.
Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.
Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.
Вместе с тем формы проявления бюджетных отношений различны. Бюджетные отношения находят материальное воплощение в бюджетном фонде,иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.
Бюджетные фонды, формируемые на различных уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему.
По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:
• бюджет формируется как финансовая база государства;
• через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;
• порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;
• объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами
каждого конкретного этапа развития общества;
• в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.
Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.
Не следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления. Сущность государственного бюджета как объективных специфических финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей.
Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.
Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная и контрольная функции. Посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.
В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.
Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.Таким образом, в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.
Бюджетная системапредставляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.
Бюджетный процесс— это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетные праварегламентируют права участников бюджетного процесса.
По форме государственного устройства страны подразделяются на унитарные и сложные. Унитарное государство — это централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований. Примерами могут служить Франция, Япония, Великобритания и др. Сложное государство представляет собой союз государств или объединение относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация, империя (Россия, США, ФРГ, Индия, Япония и др.). Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
• в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;
• административно-территориальные формирования не обладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они вправе принимать собственные нормативные акты при условии их соответствия нормам, принятым центральными органами власти;
• жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распределение доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;
• действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зависит от уровня централизации бюджетной системы.
Бюджетная система федеративного государства имеет три уровня:
1) бюджет центрального правительства (федеральный);
2) бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);
3) местные бюджеты.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации — в пределах своей территории.
Для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. (консолидированный бюджет.)Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников. В состав консолидированного бюджета Республики Беларусь входят республиканский бюджет, областные, районные, городские, сельские и поселковые бюджеты.
Несмотря на большие различия, бюджетные системы современных государств строятся на общепризнанных принципах:
единства бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, сбалансированности, реальности (достоверности), гласности, целевого характера расходов, эффективности использования бюджетных средств и др. При этом учитываются особенности национального бюджетного устройства государств.
Единство бюджетной системы необходимо для обеспечения единой финансовой политики.
Однако требование единства не противоречит самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы. Принцип самостоятельности предполагает право органов власти всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Принцип сбалансированности предусматривает взвешенное соотношение доходов и расходов бюджета.
Принцип реальности (достоверности) бюджета требует соответствия показателей бюджета прогнозным макроэкономическим показателям, их подтверждения достоверными расчетами, учета конкретной политической и экономической ситуации и тенденций развития производства.
Принцип гласности предполагает, что бюджеты и отчеты об их исполнении должны публиковаться в открытой печати.
Принципы целевого характера и эффективности расходов означают, что бюджетные средства направляются их получателям с указанием конкретных целей использования и при этом ожидается достижение наилучших результатов.
Все принципы построения бюджетной системы взаимоувязаны и дополняют друг друга.