Финансовое обеспечение социальной сферы

Социальная сфера— это совокупность отраслей экономи­ки, участвующих в той или иной мере в процессе удовлетворе­ния социальных потребностей граждан. В этом процессе задей­ствован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в матери­альном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру.Это прежде всего — жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяй­ство, торговля, а также образование, здравоохранение, соци­альное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и некоторые другие отрасли и учреждения, определяющие (пря­мо или косвенно) качество жизни населения.

Социальная сфера в значительной степени представлена от­раслями непроизводственной сферы.

В настоящее время из государственного бюджета финанси­руются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хо­зяйственного расчета и самофинансирования. В частности, суб­сидии из государственного бюджета получают организации и предприятия жилищно-коммунального и дорожного хозяйст­ва, транспорта и связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транс­портных услуг населению, услуг связи, благоустройству горо­дов, поселков и других населенных пунктов, содержанию и ре­монту дорог и др.

Монополистическая структура этих отраслей, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на ока­зываемые услуги. Однако в перспективе в условиях развития рыночных методов хозяйствования будет осуществляться по­степенный переход от бюджетного финансирования названных отраслей экономики к самофинансированию на основе соб­ственных доходов.

Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных

случаях.

Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хо­зяйства и некоторых других, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, под­держивают уровень жизни населения в сложной экономичес­кой ситуации. Однако с экономической точки зрения эта прак­тика неэффективна. Наличие ряда дотационных хозяйств де­стабилизирует экономику, способствует развитию инфляцион­ных процессов.

Для обеспечения безубыточной работы предприятий жи­лищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи не­обходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что требует приведения за­работной платы, а также других доходов населения в соответ­ствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потре­бителям услуг соответствующих отраслей.

Сократив финансирование текущей деятельности предприя­тий названных отраслей, государство получит возможность направить высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополни­тельное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную (непроизводственную) сферу и представляют неры­ночный сектор экономики, — образования, культуры, здраво­охранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации (В дальнейшем, при рассмотрении вопросов финансирования социальной сфе­ры, речь будет идти о перечисленных отраслях.).

В период перехода к рыночным отношениям, характеризую­щийся экономическим кризисом и обострением социальных проблем, значительно возрастает роль названных отраслей в обеспечении социальной защиты граждан, поддержании их жизненного уровня. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюд­жетных расходов на соответствующие цели.

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы в начальный период экономических реформ наблюдался рост го­сударственных социальных расходов, что закономерно для пе­реходного периода.

В 1990-е гг. в странах постсоветского пространства также происходило наращивание удельного веса социальных расхо­дов в совокупных расходах государства. Главной причиной этого послужило стремление государства укрепить социальную сферу в условиях инфляции, падения объемов производства, несбалансированности бюджета, поддержать наиболее социаль­но незащищенные категории населения.

Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здо­ровья, образование, социальное обеспечение и др. Однако в ус­ловиях развития рыночной экономики, в силу объективных за­конов рынка, услуги непроизводственной сферы не могут оста­ваться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку тра­диционные бюджетные расходы на социально-культурные ме­роприятия будут сокращаться. Это значит, что населению придется из собственных средств частично финансировать за­траты по производству соответствующих услуг. Степень учас­тия должна дифференцироваться в зависимости от уровня дохо­дов. Для малообеспеченной группы населения следует преду­смотреть снижение участия в финансировании, вплоть до пол­ного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. В софинансировании расходов отраслей социальной сферы мо­гут принять участие учреждения, организации и предприятия других отраслей. Это позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и на этой основе повысить качество оказывае­мых ими услуг.

Порядок бюджетного финансирования учреждений образо­вания, здравоохранения, культуры, социального обеспечения противоречил новым задачам по включению отраслей непроиз­водственной (социальной) сферы в рыночные отношения. Это проявлялось в том, что вопросы финансово-хозяйственной дея­тельности бюджетных учреждений строго регламентировались, хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в отрас­лях жестко ограничивались, такие категории, как цена, при­быль, премия, практически не применялись. Одновременно сокращались возможности дополнительного выделения средств из бюджета, поскольку уменьшалось поступление доходов и нарастал дефицит бюджета. Это происходило на фоне экономи­ческого кризиса. Возникла необходимость усилить влияние от­раслей непроизводственной сферы на материальное производ­ство, увеличив инвестиции в человеческий капитал.

В настоящее время организации социальной сферы, находя­щиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать до­полнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получае­мых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов вне­бюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляет­ся в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

Развитие платных услуг способствовало созданию соответ­ствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреж­дений, но и негосударственных формирований, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени сняло нагрузку с бюджета, позво­лило расширить перечень и объем оказываемых населению ус­луг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях.

Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.

39.Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы.

Большинство учреждений и организаций социальной сферы находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здра­воохранения, образования, культуры, социального обеспече­ния, и их распределения между бюджетами, территориями, а также отдельными учреждениями.

Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вер­тикали. Планирование по горизонталипредполагает определе­ние объема расходов отдельных учреждений — школ, больниц, библиотек, клубов, т.е. индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства — отде­лов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное пла­нирование. Планированиепо вертикалиосуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому (в унитарных государствах) или федеральному (в федеративных государствах) бюджету.

Базой для планирования являются показатели, дифферен­цирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждение); б) обслуживаемого контингента (например, уча­щегося); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно плани­рованию предшествует этап расчета данных показателей.

Планирование расходов осуществляется в разрезе предмет­ных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновре­менно — с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе полу­чателей бюджетных средств.

Для защиты социальных гарантий граждан в ряде госу­дарств устанавливаются единые социальные стандарты: еди­ные правила оплаты труда работников бюджетной сферы; вели­чина прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; объем и качество услуг учреждений образования, здра­воохранения и др. На основе социальных стандартов разраба­тываются финансовые нормативы.

В ряде стран практика бюджетного планирования преду­сматривает выравнивание расходов на отрасли непроизвод­ственной сферы по регионам. С этой целью определяется осо­бый показатель, на основе которого рассчитывается объем фи­нансирования — норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя.

Принимая во внимание различия в уровне доходной базы местных бюджетов, в республиканском (в унитарных государ­ствах) или федеральном (в федеративных государствах) бюдже­те предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего нор­матива.

Сметно-бюджетное финансирование— это метод предо­ставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для ор­ганизации их деятельности.

Учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, являющуюся особой формой фи­нансового плана, в которой отражается односторонний харак­тер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год и с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.

Бюджетное финансированиеосновывается на следующих принципах:

• финансирования расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные цели и мероприятия;

• предоставления бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами. Имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности. Однако в условиях инфляции нормы перестают отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов. Требуется механизм корректировки, обеспечивающий точность расчета затрат, необходимых для деятельности учреждений;

• финансирования по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения, служит интересам учреждений и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства. При невыполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается.

Внебюджетные источники финансовых ресурсов учрежде­ний непроизводственной сферы формируются за счет поступле­ний от оказания платных услуг по профилю основной деятель­ности, другой предпринимательской или коммерческой дея­тельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, об­щественных организаций, пожертвований.

Если источниками доходов являются хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы исполь­зуются в особом порядке.

Наши рекомендации