Денежные поступления и денежные доходы организации (предприятия). Состав денежных доходов.
Необходимо различать категории:
1. Денежные поступления предприятия – это все виды денежных средств, поступающие на счета предприятия в виде выручки от реализации продукции, бюджетных ассигнований, займов, финансовой помощи и т.п.
2. Денежные доходы предприятия – это часть денежных поступлений, являющихся результатом успешной предпринимательской деятельности самого предприятия.
Состав денежных доходов коммерческих предприятий:
1. Доходы от основной деятельности предприятия (выручка от реализации продукции)
2. Доходы от операционной деятельности (выручка от реализации излишков ОФ, доходы от аренды, патентов, банковский %, и т.п.)
3. Доходы от внерелизационной деятельности ( штрафы, положительные курсовые разницы, кредиторская задолженность с истекшим сроком курсовой разницы и т.п.)
Структура денежных доходов – это удельный вес каждого вида доходов предприятия в их общей сумме. В составе доходов традиционного коммерческого предприятия преобладают доходы от основной деятельности, т.е. выручка. Таким образом денежные доходы – это результат предпринимательской деятельности самого предприятия.
30. Выручка от реализации продукции: понятие, способы определения и учета, место в составе денежных доходов организации
Выручка – разновидность ден. доходов, образуемых в рез-те сбыта произвед. прод-ии, работ, услуг.
Выручка – главный источник пополнения ср-в предпр-я, осн. фактор устойчивости фин. положения предпр-я. В структуре ден. доходов the biggest уд. вес занимает выручка. Кругооборот ср-в предпр-я заканчивается реализацией прод-ии и поступлением выручки, из кот. фин-ся возобновление всего процесса осуществления new фазы пр-ва.
Способы определения и учёта выручки:
А) метод начисления (по отгрузке);
Б) кассовый (по оплате).
Метод определения и учёта выручки выбирает само предпр-ие (в уч-ной политике, не меняется в течение уч-ого года).
Практ. знач-ть выбора метода:
1) определяет перстпективы поступления ср-в на предпр-е и его последующую платёжеспособность;
2) предопределяет процедуру налогообложения предпр-я.
В РБ > распространён кассовый метод.
Реализационные цены и их состав: цена предприятия, отпускная цена. Механизм принятия ценовых решений
Каналы реализации и реализац-ые цены:
1) реализация гос-ву в рамках гос заказов => гос. цены
2) р-ия партнёрам по бизнесу в рамках договорных поставок => договорная цена
3) свободная реализация => свободная рын. Цена
Гос. цена: основа – среднеотраслевой ур-нь рентабельности. Договорная цена: основа – частичное совпадение с интересами товаропроизводителей (баланс интересов). Рын цена: её формирует сам товаропроизводитель.
Критерий выгодности цены товаропроизводителю: цена возмещает индивидуальные издержки и обеспечивает получение запланированной прибыли.
Механизм принятия ценовых решений:
1- выбор канала реализации, хар-его сбыт прод-ии;
2- выбор самой выгодной цены, обеспечивающей max возможную прибыль.
Цена предпр-я включает полную с/сть прод-ии и запланированную величину прибыли.
Отпускная цена forms исходя из включ-ых в неё полной с/сти, величины прибыли, налогов и отчислений в бюджетные фонды.
Роль выручки, этапы ее распределения и направления использования
Выручка –это:
1) источник покрытия текущих затрат предприятия;
2) источник уплаты многих налогов и сборов в бюджет из ЦЦФ
3) индикатор признания продукции предпр-ия обществом
4) свидетельство платежеспособности предприятия, его надежности как делового партнера
Несвоевременность поступления выручки приводит к:- нарушению ритмичности работы предпр-тия, - задолж-ти перед бюджетом и ЦЦФ, - неплатежеспособности предп-тия, -задержке выплат з/п и => соц. напряженность
Факторы, опред-ие объем выручки:
1) внутренние: (объемы реализации прод-ии, ур-нь товарности, кач-во прод-ции, цена прод-ции, сроки реализ-ии прод-ции)
2) внешние (ур-нь налоговой нагрузки в гос-ве, состояние рыночной конъюнктуры, ур-нь инфляции)
Этапы: 1) из выручки уплач косвенные налоги
2) из выручки возмещ-ся затраты на пр-во
3) сопоставление выручки и затрат определяет конечный финн. рез-ат
Планирование выручки: практическая значимость и способы
Планир-е выручки – научно обоснованный расчет ее объемов и сроков поступления на предпр-тие
Важность планир-я:
1) позвол заранее просчит-ть объемы ожидаемых поступлений ср-тв
2) позвол зарание прогнозир-ть возможные направления исп-ия выручки
3) позвол заблаговременно вносить нужные коррективы (еще на бумажном ур-не) в процессы формир-ия и исп-ия выручки
Методы планир-я выручки:
1) метод прямого счета – трудоемкий, точный, с проникнов-ем в ассортимент прод
· выр. плановая по предпр-ию = сумм-й выручке от реализ-ии различ. видов прод
· выр. плановая по опред-му виду прод = (О1 + Твпг – О2 ) i-ого вида прод-ии умножить на цену реализ-ии i-ого вида прод-ии
2) аналитич. метод – упрощенный, приблизит-й, без проникнов-ия в ассортимент прод
· выручка плановая по предпр-ию определ-ся исходя из:
а) ст-ти запланир-го выпуска прод-ии в отпускных ценах (Твпг)
б) общей ст-ти прод-ии в переходящих остатках (О2 )
Выр планов = (О1 + Твпг – О2 )
34.Контроль за своевременностью и полнотой поступления выручки. Оперативный план поступления выручки
Несвоевременность поступления выручки приводит к:
- нарушению ритмичности работы предпр-я
- задолженность перед бюджетом ЦЦФ
- неплатежеспособности предпр-я
- задержке выплат зп, что ведет к соц-й напряженности
Факторы, определяющие V выручки:
1)внутренние: v реал-и прод-и; ур-нь товарности; кач-во прод-и; цена прод-и; сроки реал-и прод-и
2) внешние: ур-нь налоговой нагрузки в гос-ве; состояние рын-й конъюнктуры; ур-нь инфляции
Этапы:
· Из выручки уплач-ся косвенные Т
· Из выручки возмещаются затраты на пр-во
Сопоставление выручки и з-тк определяет конечные фин рез-т
35. Управление денежными доходами организации: критич V продаж, запас фин прочности
Основные направления управления денежными доходами:
- определение критич V продаж (мертвой точки бизнеса)
- определение запаса фин прочности
Мертвая точка бизнеса – критический V продаж , про кот-м предприятие еще не получает дохода, но уже не несет убытков
Критический V продаж = затраты постоянные:(цена ед-цы прод-и-затраты перем-е на ед-цу прод-и)
Запас фин прочности = v реал-и (шт) – критич v продаж(шт)
36. Понятие прибыли (убытка) и их влияние на организацию финансов
Финансовый результат предпринимательской деятельности:
1) Прибыль, если ден. Доходы > ден. Расходов
2) Убыток, если ден. Расходы > ден. Доходов
Формирование прибыли:
1) Основная деятельность
2) Операционная деятельность
3) Внереализационная деятельность
Влияние прибыли на организацию финансов:
1) Мотивация к труду, платежеспособность, кредитоспособность, инвестиционная активность>прибыльность
2) Неплатежеспособность, некредитоспособность, сокращение объема производства>убыточность