Функции финансов и их роль в развитии экономики гос-ва

Функции финансов показывают как, каким образом реализуются на практике сущность, предназначенной категории финансов.Ее предназначение:1) распределить с+v+m—распределит ф-ция 2) обеспечить рациональн использов ср-в—контрольная ф-ция

Распределит ф-ция: 1) предназнач: распределить доходы общ-ва с целью фин обеспечения деятельности гос-ва и предприятия 2) объект рапредел: вновь созданная стоимость( прибавочный продукт) 3) субъект распредел: гос-во, предприятия, граждане. 4)инструменты: налоговые ставки, страховые тарифы, банковск %, нормы амартизац. 5)конечный результат: образование централизован и децентрализ фондов.

В результате действия распредел ф-ции создаются пропорции фондового распредел вновь созданной стоимости.

Контрольная ф-ция: 1) предназнен: проконтролир соблюдение в гос-ве пропорций распредел c+v+m 2) объект: фин дисциплина во всех ее проявлениях 3)субъект: контрол службы гос-ва, министерств, ведомств 4)инструменты: ревизии, проверки, мониторинг 5)конечн рез: своевременн и полные отчисления в целевые фонды гос-ва и предприятий

Финансовая система гос-ва и ее основные сферы и звенья

Фин отношения многогранны, разновекторны, разнокачественны, многоцелевые, поэтому для эфф-го управления ими необходима их систематизация

Система- это целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозавис составных частей.

Подходы к систематизации фин отношений. 1 классификац признак:статус носителей фин отношений, их роль в процессе общ-го воспроизводства. Он позволяет выделять различные уровни вферы фин отношений на уровне макро и микро экономики.

2 классификац признак: характер деятельности носителей фин отношения. Он позволяет внутри сфер выделять звенья- обособленные родственные группы, кот имеют свое специфич предназнач, свой способ формиров и использ фин рес-сов, свое целевое предназнач и х-р деятельности.

Финансовая система любого гос-ва состоит из сфер и звеньев.

Фин система РБ состоит из двух сфер:

А) гос финансы – это фин отношения и потоки на уровне макроэкономики. Ее функционирование ведет к формированию централизованных фондов гос-ва, кот включ в себя следующие звенья:

-гос бюждет

-бюджетные и внебюджетные фонды

-гос кредит

Б) финансы субъектов хозяйствования- это финансовые отношения и потоки на уровне микроэкономики, кот ведут к образованию децентрализованных фондов предприятий, организаций, учереждений, кот включ в себя следующие звенья:

-фин предприятий сферы материального производства

-фин учреждений непроизводственной сферы

Органы управления финансами. Финансовый аппарат государства

Управление- совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия субъектов управления(управленческие инфраструктуры) на объекты управления(ФО и потоки).

Сис-ма органов управления финансов в РБ включ. В себя 3ур-ня: 1.Органы общего управления финансамиотвечают за разработку самых общих концептуальных подходов к развитию ФО в гос-ве. Ими принимаются концепция соц-экон. Развития гос-ва на ближайшие 5 лет, формируется финн. Законодательство гос-ва. ( Нац собрание РБ; Президент РБ; Совет Министров РБ.). 2. Органы спец. Компетенции- они детализируют, конкретизируют те самые концепт. Общие подходы к организации финансов, кот выработаны органами общего управления.(Мин-во по налогам и сборам; МинФин; Нацбанк; Гос таможенный комитет; Комитет гос контроля. )3.Органы оперативного упр-ния финансов- непосредственно отвечают за практическую реализацию финн политики гос-ва, её целей и задач (Фин управление министерств и ведомств; Фин отделы исполнительных комитетовобл-тей, районов, городов(райфо); Фин службы предприятий, организаций, учреждений.)

В составе органов управления финн-в важнейшее место отводится МинФину. Харковец Андрей Михайлович- министр финн-сов РБ. Осн функции МинФина: - проведение бюджетно-фин и налог политики гос-ва; - методическое рук-во ФО в гос-ве; - организация работы по составлению проекта гос бюджета и проекта закона гос бюджета на очередной финн год; - определение порядка финансирования расходов бюджетных учреждений; - обеспечение исполнения республиканского бюджета, установленных межбюджетных отношений.

Наши рекомендации