Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции предприятия (анализ точки безубыточности).
Точка безубыточности (критический объем продаж или производства) – это объем реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат, но не дают возможности получать прибыль. Иначе говоря, это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю, либо, можно сказать, что это объем реализации, начиная с которого последующие продажи должны приносить прибыль. Для определения точки безубыточности на практике используют три метода:
- математический,
- графический,
- метод предельного дохода (валовой прибыли).
Точка безубыточности характеризуется показателями порогового объема реализации, порога рентабельности, запаса финансовой прочности и маржи безопасности:
Пороговый объем реализации = постоянные расходы / (цена – средние переменные затраты на единицу продукции);
Порог рентабельности = пороговый объем реализации × цена;
Запас финансовой прочности = выручка от реализации – порог рентабельности;
Маржа безопасности = объем реализации – пороговый объем реализации.
Порог рентабельности – это такой объем производства (реализации), при котором предприятие не несет ни прибыли, ни убытков. Это критический объем реализации в стоимостном выражении.
Запас финансовой прочности – это превышение реального производства над порогом рентабельности; это сумма, на которую предприятие может снизить выручку, не выходя при этом из зоны прибылей, получая при этом обязательно какую-то сумму прибыли от реализации продукции.
Показатели «запас финансовой прочности» и «маржа безопасности» оценивают финансовое состояние предприятия, что оказывает влияние на принятие управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то возрастают постоянные затраты. Чем больше запас финансовой прочности, тем более устойчивым является предприятие.
На величину критического объема реализации (производства) и порога рентабельности оказывают влияние изменение суммы постоянных расходов, величина средних переменных затрат и уровень цен. Предприятие с малой долей постоянных доходов может произвести меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность. Запас финансовой прочности выше, если доля постоянных затрат меньше.
Предельный доход – это разница между выручкой от продаж и переменными затратами на ее производство.
Передаточное отношение (сила воздействия операционного рычага) – это отношение предельного дохода к прибыли от реализации. Выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами. Оно выше, чем больше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых большее значение показателя СВОР. Таким образом, можно сказать, что любое изменение выручки приводит к большему изменению прибыли.
Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, т.е. производить товаров больше их порогового значения, при этом будет происходить наращивание прибыли предприятия.
10. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Состав балансовой прибыли.
Прибыль нужно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные производственные (экономические) отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта, стоимости и прибавочной стоимости. В реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, фондов, материальных ресурсов и др. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики.
Прибыль предприятия – это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.
Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия (+,0,-). В условиях рыночной экономики получение максимально возможной суммы прибыли является целью любого производства, т. к. прибыль является основным источником пополнения фондов накопления, социальной сферы, инвестиций, пополнения оборотных средств и т. д.
Емким информативным показателем является балансовая прибыль - представляет сумму прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции, прибылей (убытков) от прочей реализации и доходов (убытков) от внереализационых операций. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина “балансовая прибыль” связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года. Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью.
Пр = В - Зпр - НДС ,
где: Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
Прибыль (убыток) от прочей реализации ¾ это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, не включаемый в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.
Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.
Эти три компонента в совокупности образуют балансовую прибыль.
Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной. При расчете налога на прибыль отдельные элементы изымаются из состава балансовой прибыли. Например, в налогооблагаемую прибыль не включаются курсовые разницы по валютным операциям. Из полученной суммы прибыли исключаются:
● рентные платежи, вносимые в бюджет из прибыли в установленном порядке;
● доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
● доходы от долевого участия в других предприятиях;
● прибыль от страховой деятельности;
● прочие доходы от внереализационных операций;
● суммы отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;
● льготы на налогооблагаемую прибыль.
В состав группы налогов, относимых на финансовые результаты, входят налог на имущество предприятий, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сборы на целевое содержание милиции.
Чистая прибыль (ЧП) ¾ это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (Пб¢) и величиной налогов с учетом льгот (Н¢):
ЧП = Пб¢- Н,
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – на Финансовый резерв, Инвестиции в развитие производства, Финансирование социально-культурной сферы, Отчисления в фонд оплаты труда сверх з/п.
Функции прибыли. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций (две основные).
1. Прибыль является мерой эффективности деятельности предприятия. Сам факт получения прибыли свидетельствует об эффективной деятельности предприятия и ее динамика предопределяет выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одной сферы в другую.
2. Стимулирующая функция. Прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, но и создает возможности для наращивания капитала, увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, обеспечения выхода на новые рынки сбыта, обеспечения увеличения рабочих мест (основа инвестиционной, дивидендной и социальной политики предприятия).
3. Рост доходов бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели.
4. Прибыль характеризует эффективность реализации любого инвестиционного решения на Предприятии (например, внедрение прогрессивной технологии, разработка новой продукции, совершенствование организации производства, результативность маркетинговых исследований и т. п.).