Способы управления гос долгом
Государственный долг–это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также процентов, которые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам. Объем государственного долга, его структура регламентируется Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь»
Классификационные критерии | Виды государственного долга. |
1.уровень власти | 1.1.централизованный долг государства; |
2.виды займов | 2.1 внутренний долг; 2.2. внешний долг. |
3.сроки образования и погашения. | 3.1. капитальный; 3.2. текущий. |
4.формы долговых обязательств. | 4.1. облигационные займы; 4.2.безоблигационные займы. |
5. сроки погашения. | 5.1. краткосрочные займы; 5.2. долгосрочные займы. |
Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами страны. Внешний государственный долг – долговые обязательства в иностранной валюте перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями. Капитальный долг представляет собой все долговые обязательства на начало года. Текущий долг отражает сумму предстоящих платежей, срок погашения которых наступает в данном периоде. Облигационные займы реализуются путем продаживыпущенных государственных облигаций. Безоблигационные займы производятся на основе подписанных соглашений, договоров или выдачей особых свидетельств. Краткосрочные займы – это долговые обязательства, срок погашения которых ограничивается пределом 1 года. Долговые обязательства, срок которых, превышает 1 год относятся к долгосрочным.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный, сознательный процесс формирования и распределения средств государственного долга, а также его обслуживание. Процесс управления можно представить в виде следующих этапов:
1. планирование объема (предельных размеров) государственных обязательств на текущий период и выбор основных инструментов привлечения ресурсов. Объем государственного долга во многом зависит от состояния экономики страны, ее текущих потребностей, а также намечаемых перспектив развития. При этом следует учитывать возможность привлечения основных источников финансирования общегосударственных потребностей и долю долговых обязательств с учетом возможности их размещения. Определяя объем государственного кредита на предстоящий бюджетный год также необходимо учесть фактические размеры на начало периода.
2. привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, а также получения внешних кредитов. Одновременно направляются средства централизованного фонда (государственного кредита) на покрытие дефицита государственного и местных бюджетов, кассовых разрывов и финансирование крупных инвестиционных проектов.
3. обслуживание государственного долга, что означает погашение основных сумм долговых обязательств и уплату процентов. Источниками погашения этих расходов являются:
- средства государственного бюджета;
- золотовалютные резервы страны;
- ресурсы, полученные от реализации объектов государственной собственности;
- дополнительная эмиссия займов и внешние кредиты.
Также в управлении государственным долгом могут использоваться следующие меры:
- конверсия - изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство уменьшает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
- консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов;
- унификация займов – объединение нескольких в один, когда облигации ранее выпущенных ценных бумаг обмениваются на облигации нового займа;
- отсрочка погашения займа используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от их реализации направляется на погашение и выплату процентов по старым долговым обязательствам. Отсрочка погашения займа схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.
- аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
4.текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства по формированию и распределению государственного долга, а также постоянный мониторинг за рациональным расходованием средств централизованного фонда. Непрерывный контроль осуществляется также за своевременным погашением обязательств и своевременной уплатой установленных процентов. Большое значение имеет и последующий контроль, главной целью которого является анализ объема государственного долга (абсолютного размера и его отношение к ВВП), а также структуры и доли затрат на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета.
16. Понятие финансовой пол-ки гос-ва, её содержание, основные задачи на современном этапе
Финансовая политика-это часть общей экономической политики, которая активно участвует в регулировании общественных процессов, посредством использования финансовых рычагов и соответствующих методов. К этим рычагам относятся: прибыль, амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, лимиты, нормы, нормативы.
Классификационные критерии | Формы финансовой политики |
1.Цель финансовой политики | 1.1.Стимулирующая; 1.2.Стабилизационная; 1.3. Сдерживающая. |
2. Степень регулирования экономическими процессами | 2.1. Дискреционная; 2.2. Недискриционная. |
Стимулирующая финансовая политика предполагает реализацию финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости.Стабилизационная политика направлена в основном на сохранение достигнутого уровня развития экономики и культурыСдерживающая финансовая политика направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. При сдерживающей финансовой политике государство стремится уменьшить расходы государственного бюджета и увеличить уровень налогообложения юридических и физических лиц.Под дискреционной политикой понимается значительное участие государства в регулировании экономическими и общественными процессами.При недискреционной финансовой политике решающая роль в регулировании экономики предназначена рынку. Государство с помощью законодательных и нормативных актов регулирует экономическую деятельность субъектов хозяйствования, одновременно использует финансовые стабилизаторы, которые нивелируют стихийность рыночных отношений.
К основным задачам финансовой политики относятся:
-обеспечение условий для формирования максимально возможных крупных финансовых ресурсов;
-установление рационального с государственной позиции распределения и использования финансовых ресурсов;
-создание эффективной системы оперативного управления финансами.
- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридич. и физ. лиц в пользу гос-ва.
Этапы фин.пол-ки:
1.Выработка научно-обоснованных фин. стратегии и тактики
2.Опред-ие основных направл-й использования финансов
3.Осуществление практич. Действий для решения поставленных задач