Состав и структура денежных поступлений и доходов предприятия
Денежные поступления предприятия – совокупность денежных средств, поступающая в распоряжение предприятия. Она включает:
- выручку от реализации продукции (работ, услуг);
- операционные доходы;
- внереализационные доходы;
- бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции;
- банковские кредиты;
- суммы страховых возмещений;
- финансовую помощь вышестоящих и других организаций;
- средства учредителей;
- паевые взносы и т. п.
Под денежными доходами понимается экономическая выгода, полученная предприятием в денежной или натуральной форме в результате его финансово-хозяйственной деятельности.
Источниками формирования денежных доходов выступают:
- выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
- операционные доходы;
- внереализационные доходы.
В общей сумме денежных поступлений предприятий наибольший удельный вес составляет выручка от реализации продукции. Это основной и регулярный источник денежных поступлений предприятия.
Выручка от реализации продукции – денежные средства, полученные или подлежащие получению в результате реализации продукции (работ, услуг) по согласованным в договоре тарифам и ценам. Она выражает конечную стадию в кругообороте средств предприятий (Д - Т ... П = Т" -Д').
Сумма выручки определяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой на основании договора или ином основании, предусмотренном законодательством. В противном случае полученные в оплату организацией денежные средства и иные активы рассматриваются как внереализационные доходы.
Состав выручки от реализации продукции:
- денежные средства, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг);
- имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг);
- дебиторская задолженность, образовавшаяся при продаже продукции (товаров, работ, услуг) на условиях коммерческого займа.
Операционные доходы – доходы, полученные предприятием от операций, не являющихся предметом (видом) основной деятельности.
В отличии от выручки от реализации они носят нерегулярный характер. Их величина определяется с учетом связанных сними операционных расходов.
Состав операционных доходов (полностью состав операционных доходов приведен в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерского учета [8]):
- доходы от продажи и прочего выбытия внеоборотных и оборотных активов;
- доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав на нематериальные активы, когда это не является предметом деятельности предприятия;
- проценты (доходы) по ценным бумагам, когда это не является предметом деятельности предприятия;
- проценты, выплачиваемые банком предприятию за пользование денежными средствами, находящимися на его счетах;
- доходы от совместной деятельности по договору простого товарищества, от участия в уставных фондах других организаций;
- доходы, полученные по операциям с тарой;
- прочие доходы, признанные операционными.
Внереализационные доходы – доходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции.
Внереализационные доходы определяются за минусом расходов, относящихся к этим доходам, и показываются по сальдо внереализационных доходов и расходов. Полностью состав внереализационных доходов приведен в Инструкции по типовому плану счетов бухгалтерского учета [8].
Состав внереализационных доходов:
- штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договорных обязательств;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- излишки имущества, выявленные при инвентаризации;
- сумма дооценки активов;
- стоимость безвозмездно полученных активов;
- поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
- кредиторская и депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности;
- положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств;
- прочие доходы, признанные внереализационными.
8.2. Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
Главным источником доходов предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). От ее своевременного поступления зависит непрерывность производственного процесса, устойчивость финансового состояния предприятия, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, работниками предприятия, поставщиками. Она является основным оценочным критерием рыночного спроса на реализуемую продукцию, ее качества и цены. В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования вправе самостоятельно выбирать один из следующих методов определения и учета выручки от реализации продукции, работ, услуг.
Методы определения и учета выручки от реализации:
- кассовый метод (по оплате) – реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу;
- метод начислений (по отгрузке) – реализация считается совершенной по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов.
Метод учета выручки от реализации влияет на исчисление и уплату косвенных налогов. При кассовом методе учета выручки налог на добавленную стоимость начисляется по факту ее поступления, но не позднее 60 дней после отгрузки. При учете выручки по отгрузке товара задержки в перечислении косвенных налогов в государственный бюджет не происходит.
Своевременное поступление выручки является непременным условием непрерывного процесса производства. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником средств предприятия и занимает наибольший удельный вес среди других возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, за счет которой возмещаются затраты на производство и создаются необходимые условия для возобновления следующего кругооборота.
От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, банками, поставщиками, рабочими и служащими организации.
Доходом предприятия считается выручка за вычетом из нее обязательных налогов и сборов.
Выручка от реализации продукции и услуг включает три элемента:
- себестоимость;
- прибыль;
- косвенные налоги и отчисления.
Первая часть выручки, себестоимость, направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, и выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Из этих средств необходимо также уплатить налоги в бюджет (экологический, земельный, чрезвычайный), а также произвести отчисления бюджет и другие бюджетные фонды в соответствии с законодательством.
Вторая часть выручки – прибыль. Она является источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды организации, обеспечивает решение ее экономических, технических и социальных задач. Определенная часть прибыли перечисляется в бюджет в виде налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).
Третья часть выручки представляет собой косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, другие обязательные отчисления).
На размер выручки от реализации влияют следующие факторы:
- внутренние:
-- в сфере производства: наличие производственного потенциала, уровень управления им, ассортимент продукции, ее качество, рентабельность;
-- в сфере обращения: соблюдение договорных обязательств, ритмичность отгрузки продукции, своевременность оформления транспортных и расчетных документов, соблюдение сроков документооборота, уровень цен;
- внешние, не зависящие от деятельности предприятия: государственное регулирование, инфляция, изменение конъюнктуры рынка, несвоевременная оплата продукции покупателями и др.
8.3. Управление выручкой от реализации продукции (работ, услуг)
Управление выручкой от реализации товаров (работ, услуг) необходимо для определения прибыли, составления оперативных финансовых планов, выполнения расчетов по оценке стоимости предприятия. Управление выручкой от реализации подчинено главной цели – управлению прибылью и обеспечивается системой мероприятий по расчету отдельных видов доходов. Исходными данными являются:
- производственная программа, которая определяет объем и состав производимой продукции (на квартал, полугодие, год);
- целевая сумма прибыли.
Выручка от реализации продукции в зависимости от задач, стоящих перед предприятием, может планироваться на различный срок.
Виды планов реализации продукции в зависимости от сроков:
- перспективные – разрабатываются на длительный период, характеризуют поступление денежных средств на основе разработанных бизнес-проектов, содержат укрупненные показатели и основные источники поступления выручки от реализации;
- текущие (годовые) – разрабатываются на основе оформленных договорами поставок продукции, государственного заказа, заявок потребителей; отражают соответствие плана объема выпуска и объема реализации на основании потребительского спроса на продукцию.
- оперативные – разрабатываются на короткий период времени (месяц, декаду) на основе плана производства продукции, ее поступления на склад готовой продукции плана отгрузки продукции с разбивкой заданий на каждый день обоснованием финансовых решений и контролем за их исполнением по следующим показателям: объем выпуска продукции, сдача на склад, отгрузка, поступление выручки на счет предприятия в установленный договором срок, состояние дебиторской задолженности.
Управление выручкой от реализации предусматривает следующие этапы:
- анализ выручки в отчетном периоде;
- оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка;
- расчет плановой величины выручки;
- разработка мероприятий по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции.
Методы планирования выручки от реализации:
- метод прямого счета – состоит в расчете для каждого производимого на предприятии изделия в отдельности по формуле реализации объема реализации в отпускных ценах, результаты суммируются и образуют планируемый объем выручки от реализации; применяется при ограниченном ассортименте продукции, под заключенные договора с оговоренными объемами и ценами;
- расчетный метод – состоит в определении планового объема выручки от реализации на основе общего объема выпуска товарной продукции в планируемом в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков; применяется на крупных предприятиях с большим ассортиментом продукции.
При использовании кассового метода объем выручки (В) определяется по формуле:
В = Р·Ц,
где Р – количество реализованной (отгруженной) продукции; Ц – цена реализации.
При количества реализованной (отгруженной) продукции необходимо учитывать объемы переходящих остатков продукции на начало и конец планового года, так как не вся произведенная в данном периоде продукция будет в нем и реализована. Для расчета продукции, предъявленной к реализации, используется формула реализации:
Р = ОН +ВТ – ОК,
где ОН – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на начало года в отпускных ценах периода, предшествующего планируемому; ОК – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года в отпускных ценах планируемого периода; ВТ – выпуск товарной продукции в отпускных ценах планируемого периода.
Переходящие остатки формируют:
- остатки готовой продукции на складе;
- остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил;
- остатки товаров отгруженных, но не оплаченных в срок;
- товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.
При определении цены реализации необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» [7]. Закон определяет, что свободные рыночные цены формируются самим товаропроизводителем, который закладывает в цену свои индивидуальные издержки производства, ожидаемую им прибыль и налоги, предусмотренные налоговым законодательством государства.
Выручка от реализации рассчитывается в следующей последовательности:
- определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (OН); принимаются в фактических размерах или в размере ожидаемой величины по производственной себестоимости;
- определяется коэффициент пересчета для перевода переходящих остатков на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены; коэффициент пересчета равен отношению объема продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости;
- определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (OН) в отпускных ценах как произведение их объема по производственной себестоимости на коэффициент пересчета;
- определяется сумма выходных остатков нереализованной продукции в отпускных ценах па конец планового года (ОК) как произведение однодневного выпуска готовой продукции в IV квартале планового года на установленную на предприятии норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке;
- определяется плановый объем выручки от реализации в планируемом периоде по формуле реализации.
Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием госзаказа, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Товарная продукция включает полностью укомплектованные изделия и полуфабрикаты, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону. В состав товарной продукции входят также работы и услуги промышленного характера на сторону; продукция (услуги), произведенная для капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных нужд самого предприятия.
Своевременное поступление выручки от реализации и в полном объеме связано с ежедневным контролем за ее поступлением на основе оперативных планов реализации продукции, эффективным управлением дебиторской задолженностью и разработкой мероприятий по ее снижению.