Основные показатели расходов

Рассмотрим основные показатели расходов, применяемые предприятием в планировании, анализе в зависимости от состава, номенклатуры и степени обновления продукции.

Абсолютная сумма расходов, которые предприятие понесло в процессе своей деятельности за определенный период. Этот показатель дает представление об объеме понесенных затрат, но не позволяет судить об их эффективности.

Затраты на один рубль готовой продукции (ЗУ) – рассчитываются путем деления полной себестоимости продукции на ее объем в отпускных ценах:

ЗУ = З /В · 100%,

где ЗУ – удельные затраты; З – общая сумма затрат в рассматриваемом периоде; В – объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Себестоимость единицы продукции – определяется в плановой калькуляции для всех видов продукции.

Снижение себестоимости готовой продукции (СС)определяется как процент снижения себестоимости готовой продукции путем делением суммы экономии на себестоимость такой продукции предшествующего периода:

СС = (СТ – СТ-1) / СТ-1 · 100%,

где СТ , СТ-1 - себестоимость продукции соответственно в текущем и предыдущем периодах.

Снижение себестоимости готовой продукции достигается за счет сокращения материальных затрат, регулирования постоянных затрат и снижения накладных расходов на единицу продукции, оптимизации управленческих расходов.

Рентабельность продукции (РП)отражает соотношение прибыли от ее реализации (ПР) и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости(С).

РП = ПР / С ·100%,

Данным показателем можно измерять как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия.

Затраты как объект управления

Для успешной деятельности предприятия необходимо создать эффективную систему управления затратами, в рамках которой информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами.

Критерием экономической эффективности снижения затрат предприятия выступает минимизация уровня удельных затрат деятельности предприятия. Низкий уровень удельных затрат позволяет предприятию получать определенные конкурентные преимущества на товарном рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли.

С другой стороны, снижение уровня удельных затрат является важной задачей, но не основной целью управления затратами предприятия, так как оно может сопровождаться снижением качества продукции и сервисного обслуживания покупателей, отказом от производства и реализации пользующихся спросом отдельных перспективных, но затратоемких видов продукции, сменой приоритетов стратегического развития деятельности предприятия на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде. Поэтому основной целью управления затратами на предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая высокие темпы развития деятельности предприятия и достижение предусмотренных объемов прибыли.

Именно с этих позиций следует подходить к созданию на предприятии системы управления затратами. Информация о затратах является основой для принятия управленческих решений, например, какую продукцию производить, от выпуска какой продукции отказаться, какую установить цену, производить или покупать комплектующие изделия и т.п.

Управление себестоимостью продукции предприятия включает:

- прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;

- выявление резервов снижения затрат на производство продукции;

- нормирование затрат;

- учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции;

- стимулирование участников производства;

- анализ и контроль за себестоимостью.

Таким образом, управление затратами – это динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.

Анализ безубыточности

Современные системы финансового управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от сокращения его английского наименования – СVР). Операционный анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования на предприятии, который позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены.

Прибыль (П) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и производственными затратами.

П = В – З,

где В – выручка от реализации продукции; З – производственные затраты.

В составе производственных затрат можно выделить постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не зависят от объема выпуска продукции (повременная заработная плата, административные расходы, амортизационные отчисления, арендная плата и др.). Они существуют и при нулевой его величине.

Переменные затраты прямо пропорциональны объему производства (сдельная заработная плата, сырье, материалы, топливо, энергия).

Сумма постоянных и переменных затрат представляет собой полные (общие) затраты (З).

З = Зпер + Зпос,

где Зпер – переменные затраты, Зпос – постоянные затраты.

Величина и соотношение постоянных и переменных затрат составляет структуру себестоимости, изменение которой приводит к изменению прибыли. Выделение в составе себестоимости переменных и постоянных затрат позволяет оценить степень влияния на прибыль каждого из видов расходов.

Анализ взаимосвязи между показателями выручки, прибыли и затрат построен на допущении, что выручки от реализации достаточно только для покрытия затрат, то есть прибыль равна нулю.

П = В – З = 0.

Деятельность предприятия при этом называется безубыточной. Объем реализации, обеспечивающий безубыточность деятельности предприятия, называется: критическим объемом реализации; порогом рентабельности; пороговым значением реализации (в стоимостном и натуральном выражении); точкой безубыточности; точкой самоокупаемости; критической точкой; мертвой точкой; точкой перелома; точкой разрыва и т. д.

Взаимозависимость между выручкой от реализации и постоянными и переменными производственными затратами, отражающая убыточное, безубыточное и прибыльное состояние предприятия, может быть выражена графически (рис. 2).

На рис. 2 график постоянных затрат проходит параллельно горизонтальной оси, что подчеркивает их неизменность. Размер постоянных затрат является главным аргументом в пользу планирования выпуска того пли иного вида продукции. График переменных затрат начинается от уровня постоянных затрат и поднимается пропорционально росту объемов производства. Общий объем затрат равен сумме постоянных затрат и суммарному объему переменных затрат, а математическое описание взаимосвязи объемов реализации продукции и затрат описывается следующим выражением.

З = Зпос + Зпер1·N,

где Зпер1 – переменные затраты за единицу товара; N – объем реализации продукции.

График выручки от реализации выходит из начала координат и поднимается пропорционально росту объемов реализации продукции.

В = Ц·N,

где Ц – цена единицы товара.

На пересечении графиков общих затрат и выручки от реализации в зависимости от объемов производства находитсяточка безубыточности. Другими словами, в точке безубыточности выполняется равенство

З = В.

При этом полагается, что в рассматриваемом периоде цены на продукцию, постоянные и переменные издержки на единицу продукции не меняются.

Графики показывают, что зависимость между выручкой от реализации, затратами и прибылью является неограниченной и дальнейшее наращивание объема производства и реализации будет экономически выгодным. Это теоретическое допущение. На деле повышение объемов производства и реализации какой-либо продукции приносит экономическую выгоду до определенного предела, который устанавливает сам рынок. Этот предел выражается в насыщении рынка данным товаром с последующим снижением спроса.

Экономическая выгода от производства и реализации продукции выражается в получении дохода, достаточного для возмещения всех затрат с избытком, то есть обеспечивающего прибыль. Однако область получения прибыли находится за точкой безубыточности, которая, как уже было сказано выше, также может называться порогом рентабельности. Таким образом, определение точки безубыточности (порога рентабельности) позволяет предприятию определить объем производства и реализации, превышение которого обеспечивает предприятию прибыль и, соответственно, рентабельность.

Под порогом рентабельности понимается такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

Порог рентабельности (состояние безубыточности) означает, что результата после возмещения переменных затрат должно быть достаточно только для покрытия постоянных расходов, прибыль при этом равна нулю.

Действительно, из уравнений () и () следует, что:

В = П + Зпер + Зпос.

Из этого следует:

В – Зпер = П + Зпос.

Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, то:

В – Зпер = Зпос,

то есть выручка от реализации после возмещения переменных затрат равна постоянным затратам.

Таким образом, под порогом рентабельности (ВП) понимается такая выручка от реализации, при которой результата от реализации после возмещения переменных затрат достаточно только для покрытия постоянных расходов, при этом прибыль равна нулю.

Порог рентабельности, определяющий критический объем реализации продукции, при которой предприятие уже не убыточно, но еще и не прибыльно, позволяет определить критический объем производства.

Если критический объем реализации имеет денежное выражение, то критический объем производства выражается в натуральных показателях, в связи с чем данный показатель также называется пороговым количеством товара.

NП = Зпос / (Ц – Зпер1),

где NП – пороговое количество товара; Ц – цена единицы товара; Зпер1 – переменные затраты за единицу товара.

Пример.

Определить критический объема выпуска продукции (точку безубыточности) для следующих исходных данных: постоянные расходы – 5 млн руб.; цена единицы товара – 80 тыс. руб.; переменные затраты на единицу товара – 30 тыс. руб.

Пороговое количество товара определяется так:

NП = 5000000 : (80000 – 30000) = 100 шт.

После прохождения порога рентабельности предприятие имеет дополнительный результат от реализации после возмещения переменных затрат - прибыль на каждую новую единицу реализованной продукции.

Порог рентабельности позволяет определить «запас финансовой прочности» предприятия (ЗФП), который рассчитывается как разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности (выручкой от реализации, при которой прибыль равна нулю):

ЗФП = В – ВП,

где В – фактическая выручка; ВП – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности в относительном выражении рассчитывается по формуле:

ЗФП = (В – ВП) / В · 100%.

Запас финансовой прочности свидетельствует о том, насколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы для своего финансового положения, то есть сохранит свою финансовую устойчивость и платежеспособность на прежнем уровне. Рекомендуемое минимальное значение запаса финансовой прочности должно составлять не ниже 10 %.

Учитывая особенности в поведении переменных и постоянных затрат, изменяя их соотношение, финансовый менеджер предприятия управляет процессом максимизации объемов производства и прибыли.

Взаимосвязь объемов производства и переменных затрат описывается при помощи линейной функции (см. ф-лу ()).

Алгоритм действий при построении уравнения общих затрат по методу высшей и низшей точки состоит из следующих основных шагов.

1. Из данных об объеме производства и затратах предприятия за анализируемый период выбираются их максимальные и минимальные значения.

2. Находится разность между максимальными и минимальными показателями объемов производства и затрат.

3. Определяется ставка переменных расходов на одно изделие путем деления разности между максимальным и минимальным значением затрат на такую же разницу в объемах производства.

4. Определяется общая величина переменных затрат на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных затрат на соответствующий объем производства.

5. Определяется общая величина постоянных расходов как разница между общими и переменными затратами.

6. Составляется уравнение совокупных затрат, которое отражает зависимость изменения общих затрат от изменения объемов производства.

Пример. Для максимального объема производства, равного 120 штукам изделий, общие затраты составили 8,6 млн руб., а для минимального объема производства, равного 80 штукам изделий, общие затраты составили 7,4 млн руб. Построить уравнение затрат в зависимости от объема производства.

Разница между максимальным и минимальным объемами производства составит

120 – 80 = 40 штук.

Разница между максимальными и минимальными затратами составила

8,6 – 7,4 = 1,2 млн руб.

Ставка переменных затрат на одно изделия составит

1 200 000 : 40 = 30 тыс. руб.

Общая величина переменных затрат на минимальный объем производства составит

30 000 · 80 = 2 400 000 руб.,

а на максимальный объем

30 000 · 120 = 3 600 000 руб.

Общая величина постоянных затрат определяется как разность между всеми затратами па максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами. Для нашего примера она составит

8,6 – 3,5 = 5,0 млн руб.

7,4 – 2,4 = 5,0 млн руб.

Тогда уравнение затрат для данного примера примет следующий вид:

З = a0 + a1·х = 5 + 0,03·х.

Наши рекомендации