Вопрос 11. Понятие финансового контроля. Его виды, формы, методы
Контрольная функция финансов проявляется через многогранную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств.
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.
1. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
3. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируетсяна основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
4. Независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в конституции их статуса.
5. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров
Классификация финансового контроля:
1. В зависимости от времени его проведения:
- предварительный
- текущий
- последующий
2. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента или аппарата Президента РФ;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж)аудиторский:
3. По сфере осуществления:
а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.;
б) налоговый - осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;
в) банковский - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.;
г) валютный - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;
д) контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;
е) таможенный - осуществляется ФТС.
Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания.
Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.
Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.
Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании, порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например ревизоры), ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.
По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.
По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные (определенный период полностью (1 год) и выборочные (3 месяца).
По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.