Схема формирования и использования прибыли предприятия
§ Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
§ Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (-)
§ Валовая прибыль (убыток)
§ Коммерческие расходы (-)
§ Управленческие расходы (-)
§ Прибыль (убыток) от продаж
§ Проценты к получению (+)
§ Проценты к уплате
§ Доходы от участия в других организациях (+)
§ Прочие доходы (+)
§ Прочие расходы (-)
§ Прибыль (убыток) до налогообложения
§ Налог на прибыль и другие аналогичные платежи (-)
§ Изменение отложенных налоговых обязательств
§ Изменение отложенных налоговых активов
§ Прочее
§ Чистая прибыль (убыток)
20. Классификация издержек на предприятии.
Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара.
Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы.
Понятие издержек имеет несколько значений.
Издержки можно классифицировать как:
- индивидуальные — издержки собственно фирмы
- общественные — совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.
- издержки производства — непосредственно связанные с производством товаров и услуг
- издержки обращения — связанные с реализацией произведенной продукции
Издержки обращения в свою очередь подразделяются на:
- Дополнительные издержкиобращения включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до конечного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара.
- Чистые издержки обращения — это затраты, связанные исключительно с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.
Суть издержек можно также рассматривать с позиций бухгалтерского и экономического подходов:
- Бухгалтерские издержки — это стоимостная оценка использованных ресурсов в фактических ценах их реализации. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде себестоимости продукции.
- Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки. Задача экономиста состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования ресурсов. Экономические издержки ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости (ценности) при наилучшем (из всех возможных) варианте его использования.
Если бухгалтера в основном интересует оценка деятельности фирмы в прошлом, то экономиста, кроме этого, интересует текущая и особенно прогнозируемая оценка деятельности фирмы, поиск наиболее оптимального варианта использования имеющихся ресурсов. Экономические издержки обычно больше бухгалтерских — это совокупные альтернативные издержки.
Экономические издержки, в зависимости от того, оплачивает ли фирма применяемые ресурсы, можно разделить на:
- Внешние издержки (явные)- это затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы. Так как подобные затраты отражаются в балансе и отчете фирмы, то они по существу и есть бухгалтерские издержки.
- Внутренние издержки (неявные)- это издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс. Фирма рассматривает их как эквивалент тех денежных выплат, которые были бы получены за самостоятельно используемый ресурс при самом оптимальном его применении.
Приведем пример. Вы — владелец небольшого магазина, который находится в помещении, являющемся вашей собственностью. Если бы у вас магазина не было, вы бы могли данное помещение сдавать в аренду, скажем, за 100 $ в месяц. Это и есть внутренние издержки. Пример можно продолжить. Работая в своем магазине, вы используете свой собственный труд, не получая, естественно, за него никакой оплаты. При альтернативном использовании своего труда вы бы имели определенный заработок.
Закономерен вопрос: что удерживает вас в качестве владельца данного магазина? Какая-то прибыль. Минимальная плата, необходимая для того, чтобы поддерживать чью-то деятельность в данной сфере бизнеса, называется нормальной прибылью. Неполученные доходы от использования собственных ресурсов и нормальная прибыль в сумме образуют внутренние издержки. Итак, с позиций экономического подхода в издержках производства следует учитывать все затраты — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.
Неявные издержки нельзя отождествлять с так называемыми безвозвратными издержками.Безвозвратные издержки— это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определенные денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то, продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определенные потери, связанные со стоимостью произведенной надписи.
Выделяют и такой критерий классификации издержек, как временные интервалы, на протяжении которых они имеют место. Затраты, которые несет фирма, производя заданный объем продукции, зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того, какие именно производственные факторы применяются и в каком количестве. Поэтому выделяют кратко- и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.
21. Понятие себестоимости продукции. Методы планирования себестоимости.
Под себестоимостью продукции (работ, услуг) понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования за определённый период времени.
Себестоимость количественно и качественно отличается от стоимости, поскольку в ней не учитываются единовременные затраты, авансируемые для расширенного воспроизводства. Себестоимость является основой обеспечения простого воспроизводства, денежной формой учёта затрат производственного процесса и базой для ценообразования
Себестоимость продукции определяется предприятием для целей формирования финансового результата от обычных видов деятельности и формируется на базе расходов по обычным видам деятельности
В себестоимость продукции включаются документально обоснованные затраты, связанные с производством конкретного вида продукции, относящиеся только к деятельности самого предприятия. Затраты учитываются в том отчётном периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.
Так как продукция находится на различных стадиях готовности, то различают:
§ Себестоимость валовой продукции
§ Себестоимость товарной продукции
§ Себестоимость готовой продукции
§ Себестоимость реализованной продукции
Себестоимость валовой продукции – это совокупность затрат, связанных с производством продукции, включая незавершённое производство. Для её исчисления из общей суммы затрат вычитаются затраты (услуги) непроизводственного характера.
Себестоимость товарной продукции включает затраты, связанные с производством готовой продукции, произведённой на предприятии за определённый период времени (предназначенной для реализации). Себестоимость товарной продукции не включает незавершённое производство и расходы будущих периодов.
Готовая продукция – это продукции, завершенная в производстве и подготовленная к продаже или отправке заказчику, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора.
Незавершённое производство представляет собой стоимость незаконченной изготовлением продукции на всех стадиях производственного процесса.
Себестоимость реализованной продукции – это выраженные в денежном измерении затраты на изготовление продукции, отгруженной покупателю в данном учётном периоде. Себестоимость реализованной продукции включает прямые затраты труда, сырья, материалов, а также накладные расходы, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию.
В зависимости от полноты включаемых затрат различают цеховую, производственную (общезаводскую) и полную себестоимость продукции.
Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов на её изготовление.
Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия. Связанных с процессом производства и управления. Помимо цеховой себестоимости она включает общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость продукции включает все затраты. Связанные с её производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.
Таблица – формирование полной себестоимости
В зависимости от оперативного формированияна предприятии рассчитываются следующие показатели себестоимости:
Плановая себестоимость, которая представляет собой прогнозное значение предельной величины затрат на производство продукции (работ, услуг); определяется на основе экономически обоснованных норм и нормативов с учётом совершенствования организационно-технического уровня производства (внедрения новой техники, совершенствования технологии и организации производства).
Фактическая себестоимость, которая определяется на основе данных бухгалтерского учёта и отражает затраты в существующих конкретных условиях; используется в целях экономического анализа, при планировании и прогнозировании, при определении фактических финансовых результатов, в целях принятия решений по совершенствованию производства на краткосрочный и долгосрочный период.
Сметная себестоимость строительно-монтажных работ в строительстве, рассчитываемая на основе сметных норм и нормативов.