Управление централизованными финансами в ведущих зарубежных странах
Органы управления централизованными финансами в зарубежных странах, аналогично российским органам управления, можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.
Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др. В зависимости от государственного устройства и политической системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Конгресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.
Организация оперативного управления финансами осуществляется через государственные органы исполнительной власти. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу и контролю.
Управление финансами в экономически развитых государствах, как правило, осуществляется целым рядом государственных органов. В США это – министерство финансов (казначейство), административно-бюджетное управление при президенте, таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В функции казначейства входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка монет, вопросы внутренних займов и управление государственным долгом, контроль за исполнением финансового законодательства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. Административно-бюджетное управление при президенте составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль по управлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти. Таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию заняты сбором таможенных доходов и доходов от обложения перечисленных товаров.
В Великобритании управление финансами осуществляют казначейство, управление таможенных пошлин и акцизов, управление внутренних доходов, Банк Англии. Казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений, контролем за расходованием финансовых средств государственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой области. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов. Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности.
В ФРГ управление финансами в основном возложено на федеральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федеральному министерству финансов. Первое ведомство занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения; второе – операциями по выпуску и погашению займов и финансированием бюджетного дефицита.
Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входят: разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми операциями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены между соответствующими главными управлениями.
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием
Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, которое включает в себя операции по их привлечению и рациональному использованию, выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации.
Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечения финансовой устойчивости предприятия.
К тактическим целям относятся: минимизация расходов и рисков; максимизация прибыли; обеспечение финансовой устойчивости организации.
К стратегическим целям относятся: достижение лидерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увеличение рыночной стоимости предприятия.
Субъектами финансового менеджмента выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менеджеры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляется по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвестиционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирования и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий).
Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие финансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроизводство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Каковы цели управления финансами?
2. Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами?
3. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?
4. Какие цели финансового менеджмента вы можете назвать?
5. Чем отличаются стратегические цели финансового менеджмента от тактических?
Список дополнительной литературы:
1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с.
3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.
5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
Тема 3. Финансовая политика
Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования
Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.
Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.
Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).
Концепция финансовой политики – это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.
По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение.
Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.
Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.
Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее.
По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.
Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).