Оценка эффективности лизингового и кредитного инвестиционных проектов транспортного предприятия
4.3.1 Особенности применения лизинга и банковского кредита в РФ
В настоящее время высокий физический и моральный износ парка транспортных средств является одной из наиболее острых проблем для многих автомобильных перевозчиков в России, причем как в сегменте грузовых, так и пассажирских перевозок. Во многом формирование указанной проблемы обусловлено недостаточностью собственных свободных денежных средств для обновления транспортного парка.
Двумя наиболее популярными способами ее решения являются применение лизинга и привлечение банковского кредита.
Схема финансирования при привлечении банковского кредита наиболее проста: заемщик подтверждает свою платежеспособность и кредитоспособность путем предоставления соответствующих документов, а также внесения авансового платежа, и может получить от банка недостающие ему денежные средства на условиях платности, возвратности и срочности.
Лизинг (или финансовая аренда) представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с договоренностью лизингодателя (лизинговой фирмы) и лизингополучателя (транспортного предприятия) о том, что лизингодатель приобретет в собственность указанное лизингополучателем имущество у выбранного им продавца и предоставит лизингополучателю это имущество во временное владение и пользование для предпринимательских целей за плату.
Условия лизингового договора могут быть различными, например, приобретаемое в лизинг имущество может находиться на балансе у лизингодателя, что существенно снизит налоговые платежи лизингополучателя, и проч. Поэтому лизинг является более гибким и эффективным инструментом для решения проблемы обновления транспортных средств предприятия, модернизации ремонтно-технической базы и т.п. Лизинг позволяет начать реализацию крупных инвестиционных проектов при ограниченности собственных средств, сохранить существующие кредитные линии, а также оптимизировать налогообложение и рационально использовать прибыль.
Ключевыми моментами, на которые транспортному предприятию нужно обратить внимание при получении банковского кредита для пополнения или обновления парка транспортных средств, являются:
- необходимая сумма займа;
- процентная ставка кредита;
- наличие комиссий за рассмотрение заявки на получение кредита, выдачу и/или обналичивание кредитной суммы, ведение ссудного счета;
- сроки и условия погашения кредита, гибкость графика выплат;
- наличие возможности досрочного погашения кредита без штрафных санкций;
- необходимость оценки и страхования приобретаемых транспорт-ных средств в аккредитованных банком организациях, условия и величину платы за эти услуги;
- необходимость предоставления банку приобретаемых транспортных средств в качестве обеспечения возврата кредита (залога) и пр.
При заключении договора лизинга транспортному предприятию необходимо учитывать:
- сумму предоплаты (авансового платежа);
- величину периодического лизингового платежа;
- число платежных периодов (срок лизинга);
- возможные налоговые льготы лизингового проекта.
Основная разница между лизингом и кредитом заключается в возможности применения ускоренной амортизации при лизинге. Ускоренная амортизация позволяет в более короткие сроки списать на затраты транспортного предприятия стоимость приобретаемых транспортных средств. В результате сокращается налогооблагаемая база по прибыли и экономятся в текущем периоде денежные средства предприятия.
Стороны лизинговой сделки в РФ могут использовать и другие налоговые преимущества по сравнению с приобретением транспортных средств посредством банковского кредитования:
- лизингополучатель (транспортное предприятие) включает лизинговые платежи в себестоимость продукции в полном объеме, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль. Соответственно происходит экономия на уплате налога на прибыль;
- лизингодатель (лизинговая компания) включает в себестоимость проценты по кредитам, использованным для приобретения лизингового имущества. В случае, если бы транспортное предприятие приобретало подвижной состав для собственного пользования, то оно не могло бы включить всю сумму процентов по банковскому кредиту в себестоимость продукции. Поскольку в результате лизингодатель уменьшает свою налогооблагаемую прибыль, он снижает лизинговые расходы лизингополучателя, и лизинговые платежи могут быть существенно ниже платежей по кредиту.
Однако, выбор наиболее оптимального варианта реализации проекта обновления парка транспортных средств студенты производят путем сопоставления дисконтированных лизинговых и кредитных платежей.
Под дисконтированием понимают процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей стоимости. Данная процедура позволяет учесть эффект изменения стоимости денег с течением времени вследствие инфляции, влияния рисков и других факторов.
4.3.2 Параметры инвестиционного проекта обновления парка транспортных средств
Автотранспортному предприятию необходимо приобрести (a+b) пассажирских микроавтобусов марки ГАЗ-322132-404 («Газель-такси» 13-тиместная) для обновления парка собственных транспортных средств.
Студентам необходимо выбрать оптимальный вариант решения данной задачи: путем лизинга или привлечения кредита. Для этого определяют финансовые параметры лизинговых платежей и сравнивают их с вариантом привлечения кредитных ресурсов.
4.3.3 Расчет финансовых параметров лизинговых платежей
Расчет общей суммы требуемых для приобретения автомашин денежных средств (Л) производится по формуле:
Л = Ца * Кпа , тыс. руб. (10)
где Ца | – | цена одной автомашины, тыс. руб.; |
Кпа | – | количество приобретаемых автомашин, шт. |
Авансовый платеж по договору лизинга определяется по формуле:
Лаванс = Л * Л%аванс , тыс. руб. (11)
где Л%аванс | – | величина авансового платежа по договору лизинга, проц. |
По заданию лизинговые платежи являются аннуитетными, т.е. погашение долга происходит равными по величине периодическими платежами, при которых часть суммы платежа, идущая на погашение основной суммы кредита, постепенно растет, а часть суммы, идущая на погашение процентов — уменьшается.
Величина периодического (ежемесячного) лизингового платежа (Лмес пер) рассчитывается исходя из стоимости предмета лизинга, величины авансового платежа (Лаванс) с использованием коэффициента аннуитета (А) по формуле 12:
Лмес пер = (Л - Лаванс)*А, тыс. руб. (12)
Коэффициент аннуитета (A) рассчитывается по формуле 13:
(13)
где Р | - | удорожание предмета лизинга в расчете на месяц, выраженное в долях единицы. Например, для случая Л%=12 процентов годовых Р составит: Р = Л% / (12 * 100) = 12 / (12 * 100) = 0,01; |
N | - | число платежных периодов. |
Общая сумма выплат по лизинговому проекту (Лобщ) составит:
Лобщ = Лмес пер* N + Лаванс , тыс. руб. (14)
В финансовом плане необходимо определить и отразить величину амортизации и экономию транспортного предприятия при уплате налога на прибыль.
Амортизация - способ погашения стоимости внеоборотных активов. Он заключается в том, чтобы возместить затраты на покупку основных средств путем включения в себестоимость транспортных услуг сумм амортизационных отчислений.
Необходимо учитывать, что включение сумм начисленной амортизации в себестоимость уменьшает прибыль предприятия на эту же сумму, и налог на прибыль должен быть уплачен в меньшем размере.
Использование коэффициентов ускорения осуществляется при нелинейном методе начислении амортизации, который отличается от линейного тем, что величина амортизационных отчислений рассчитывается умножением нормы амортизации (с учетом коэффициента ускорения) на остаточную, а не первоначальную, стоимость транспортных средств.
Расчет сумм амортизационных отчислений лизингополучателя за весь срок лизинга производится в таблице 8.
Таблица 8 – Расчет амортизационных отчислений
Периоды | Остаточная стоимость приобретаемых автомашин, Цост, тыс. руб. | Месячная норма амортизации, НЛа, проц. | Начислено амортизации, Ам, тыс. руб. |
= Л | по заданию | =Цост n * На /100 | |
= Цостn-1 – Ам n-1 | =Цост n * На /100 | ||
… | … | =Цост n * На /100 | |
N | = Цостn-1 – Ам n-1 | =Цост n * На /100 | |
Всего: | расчет |
Суммарная льгота (экономия) по налогу на прибыль за каждый год лизингового проекта определяется по формуле 16:
Нприб i= Ам i* Сприб/100 (15)
где Сприб | – | ставка налога на прибыль организаций, проц. |
Коэффициент дисконтирования (Кtд), применяемый для приведения лизинговых (и кредитных) платежей на t-том шаге расчета к году начала инвестиционного проекта, определяется по формуле 16:
(16)
где Е | - | норма дисконта, доли ед. В расчетно-графической работе принимается равной текущей ставке рефинансирования ЦБ РФ (www.cbr.ru – указывать с датой введения текущей ставки); |
t | - | номер периода расчета (в годах). |
Текущая стоимость (PV) будущих затрат (FV) по лизинговому проекту рассчитывается по формуле 17 и отражается в таблице 9:
(17)
где Кд t | - | коэффициент дисконтирования денежных потоков проекта на каждом шаге расчета (в годах); |
Таблица 9 - Расчет текущей стоимости платежей по договору лизинга
Годы, t | Будущие денежные потоки по проекту лизинга, тыс. руб./год | Коэффициент дисконтирования, (Кtд), доли ед. | Текущая стоимость будущих затрат по лизинговому проекту, тыс. руб. | ||
Лаванс | - | Лаванс | |||
Лгод пер = Лмеспер*12 | = | = Лгод пер * Кt д | |||
(1 + Е)1 | |||||
Лгод пер = Лмеспер*12 | = | = Лгод пер * Кt д | |||
(1 + Е)2 | |||||
Лгод пер = Лмеспер*12 | = | = Лгод пер * Кt д | |||
(1 + Е)3 | |||||
Итого: | Расчет | ||||
Финансовые параметры по варианту лизинга студенты записывают в таблицу 11.
4.3.4 Расчет финансовых параметров платежей по кредиту
Далее студентам необходимо рассчитать платежи, формирующиеся при покупке транспортных средств за счет кредитных ресурсов.
Сумма кредита (К) составляет величину денежных средств, необходимых транспортному предприятию для приобретения автомашин, и рассчитана по формуле 10.
Авансовый платеж по кредиту (Каванс) рассчитывается аналогично формуле 11.
Возврат основного долга (кредита) планируется равными долями (Кмеспер) в течение N месяцев. Для определения величины основного долга, которую придется возвращать ежемесячно, из суммы кредита вычитается авансовый платеж, и полученная величина распределяется равными частями на N месяцев. Соответственно за каждый год реализации проекта транспортному предприятию необходимо будет выплатить Кгодпер:
Кмеспер = (Кпа - Каванс) / N, (18)
Кгодпер = Кмеспер * 12
Поскольку проценты за пользование кредитом начисляются ежемесячно и на остаток средств, то необходимо рассчитать остаток кредита на начало каждого платежного периода (месяца) в таблице 10.
На начало первого месяца реализации проекта остаток кредита определяется как разница между суммой кредита и авансовым платежом по кредиту. На второй месяц из остатка предыдущего месяца вычитается периодический (ежемесячный) платеж по кредиту Кмеспер, выплаченный в первом месяце. Далее остаток кредита рассчитывается убывающим итогом. В последний платежный период остаток кредита составит величину, равную Кмеспер.
На остаток кредита ежемесячно начисляются проценты за пользование кредитом по заданной ставке кредита. Ставка кредита (Кгод%)по заданию приведена в процентах годовых. Для определения ставки ежемесячного начисления процентов ()годовая ставка делится на 12.
Таблица 10 - Проценты, начисленные за пользование кредитом
Пери-оды | Остаток кредита на начало периода, тыс. руб. | Ставка по кредиту, Кмес%,проц. | Начислено процентов, тыс. руб. | Возврат основного долга, тыс. руб. | Всего выплачено за период, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
К-Каванс | расчет | = Кост i * Кмес% | =Кмеспер | =гр.4+гр.5 | |
Кn-1-Кмес пер | = Кост i * Кмес% | =Кмеспер | =гр.4+гр.5 | ||
… | … | = Кост i * Кмес% | =Кмеспер | =гр.4+гр.5 | |
N | Кмес пер | = Кост i * Кмес% | =Кмеспер | =гр.4+гр.5 | |
Всего: | расчет | расчет | расчет |
Проценты, выплаченные в каждом году реализации проекта, рассчитываются суммированием процентов, начисленных на остаток кредита за: 1-12, 13-24, 25-36 месяцы проекта.
Приобретенные транспортные средства как и в случае лизинга учитываются на балансе лизингополучателя, следовательно на их стоимость должна начисляться амортизация. Однако, использовать повышающий коэффициент транспортное предприятие не сможет. Соответственно норма амортизации будет ниже, чем при лизинге. Расчет амортизационных отчислений ведется аналогично таблице 8; результаты расчета оформляются в соответствующей таблице.
Суммы начисленной амортизации так же служат источником снижения налога на прибыль (расчет аналогично формуле 15).
Коэффициенты дисконтирования принимаются для вариантов лизинга и банковского кредита одинаковыми, поскольку инфляция и риски реализации данного инвестиционного проекта не зависят от того, какой вариант финансирования проекта будет выбран. Расчет дисконтированных платежей по кредиту производится в таблице 11.
Сравнительную оценку эффективности лизинга с вариантом привлечения заемных средств студенты проводят в таблице 11. При этом сопоставляются затраты по обоим вариантам - в затраты включаются (и учитываются со знаком «плюс»):
а) по варианту лизинга:
Таблица 11 - Оценка эффективности лизингового проекта, тыс. руб. (образец)
Показатели | Годы | Итого | ||
ЛИЗИНГ | ||||
1.Лизинговый платеж | 2946,60 | 2946,60 | 2946,60 | 8839,80 |
2.Авансовый платеж | 763,69 | 763,69 | ||
3.Налоговая льгота по лизингу (знак минус) | 719,97 | 465,44 | 300,89 | 1486,29 |
4.Дисконтированная стоимость лизинговых платежей | 2607,61 | 2307,62 | 2042,14 | 6957,37 |
5. Всего затрат по проекту лизинга [п.2-п.3+п.4] | 6234,77 | |||
КРЕДИТ | ||||
6.Возврат основного долга | 1810,22 | 1810,22 | 1810,22 | 5430,67 |
7. Авансовый платеж | 3054,74 | 3054,74 | ||
8.Комиссия за рассмотрение заявки | 84,85 | 84,85 | ||
9.Уплата процентов за пользование кредитом | 1104,24 | 669,78 | 235,32 | 2009,34 |
10. Налоговая льгота по кредиту (на амортизацию) | 272,51 | 236,04 | 204,46 | 713,02 |
11. Дисконтированная стоимость кредитных затрат | 2579,17 | 1942,21 | 1417,66 | 5939,04 |
12. Всего затрат по проекту кредита [п.7+п.8-п.10+п.11] | 8365,62 |
- дисконтируемые периодические лизинговые платежи;
- не дисконтируемая сумма авансового платежа.
б) по проекту банковского кредита:
- дисконтируемые платежи в возмещение основного долга и начисленных процентов за пользование кредитом;
- не дисконтируемые суммы авансового платежа и комиссии за рассмотрение заявки на выдачу кредита.
Экономия по налогу на прибыль в обоих вариантах учитывается со знаком «минус» и не дисконтируется.
Предпочтительным является тот вариант финансирования инвестиционного проекта обновления парка транспортных средств, совокупные затраты по которому будут меньшими.