Туристский и гостиничный менеджмент
(ПК-7, ПК-9, ПК-10)
Понятие туристического менеджмента. Рыночное хозяйство и его влияние на развитие туризма. Влияние экономических, социальных, технико-технологических и культурных факторов на развитие менеджмента в туризме. Цель и задачи туристского менеджмента.
Система управления туризма. Субъект и объект туризма. Факторы, влияющие на туризм. Социальная сфера как внешняя среда туризма. Виды воздействия туризма на экологию. Влияние политики на развитие туризма. Технологии, обеспечивающие развитие туризма.
Формирование туристского предложения. Туристский регион. Стратегическая цель региона и взаимодействие обслуживающих отраслей (гостиниц, транспортных предприятий, торговли). Сфера деятельности туристского региона. Туристские организации и их структура. Виды туристских организаций. Туристические предприятия, предоставляемые ими услуги.
Роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности. Профессиональные требования к менеджеру. Основные функции внутрифирменного управления. Цель и задачи экскурсионного менеджмента. Маркетинг как функция управления и исходный этап планирования. Особенности планирования экскурсионного менеджмента. Организационная структура экскурсионной фирмы. Разработка экскурсионных услуг.
Управление внешнеэкономической деятельностью турфирмы. Основные направления внешнеэкономической деятельности и ее регулирование. Международные торговые сделки. Элементы регулирования внешней торговли. Экономические и административные механизмы поддержки развития туризма.
Виды корпоративных объединений. Франчайзинговые объединения. Недостатки франчайзинга. Холдинговая компания. Функционирование корпоративных сетей на туристском рынке. Кадровая политика корпоративных объединений. Корпоративная культура. Преимущества и недостатки корпоративной деятельности. Сравнительная характеристика конкурентоспособности фирм.
Понятие эффективности менеджмента в туризме. Экономическая эффективность менеджмента туризма. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания. Измерение экономической эффективности туризма. Определение издержек, связанных с туризмом. Социальная эффективность менеджмента туризма.
1. Понятие, сущность, специфика туристического менеджмента
2. Индустрия гостеприимства на современном этапе развития.
3. Сущность туризма и его основные социально-экономические категории.
4. Классификация туризма. Цели и функции туризма.
5. Система управления туризмом в РФ.
6. Структуры управления в гостиничном бизнесе
7. Основные формы взаимодействия гостиниц и туроператоров
Международный туризм
(ПК-9)
Международный туризм на современном этапе развития. Сущность международного туризма. Классификация международного туризма по целям поездки, виду транспорта, методу проведения, по численности и возрасту туристов, по продолжительности поездки. Место туристических услуг в системе международной торговли услугами. Факторы, воздействующие на международный туризм: политические, экономические, социально-демографические, культурные, научно-технические. Субъекты рынка туристских услуг: туристские фирмы – туроператоры, турагенты; предприятия питания и их виды; предприятия гостиничного комплекса; транспортные организации.
Международный туристский рынок. Социально-экономические факторы формирования туристского спроса. Временная и территориальная структура международного туристского спроса. Факторы роста спроса и предложения на туристском рынке. Классификация туристских рынков.
Система управления международным туризмом. Структура управления международным туризмом. Мировой опыт государственного регулирования туризма. Международные туристские организации и мероприятия. Международные организации в сфере международного туризма и их классификация.
Всемирная туристская организация (ВТО): цели создания, структура, основные направления деятельности. Цели и задачи международных туристских организаций. Основные группы международных туристских организаций: межправительственные организации сферы ООН, региональные межправительственные организации, неправительственные специализированные организации. Организационная структура Всемирной туристской организации. Преобразование ВТО в специализированное учреждение ООН.
Турист как потребитель туристского продукта. Международные туристские формальности: паспортно-визовые, таможенные, валютные, санитарные. Тенденции развития мирового туристского рынка: усиление роли Интернет, усложнение потребностей туристов, увеличение количества непродолжительных поездок, рост индивидуального туризма, значительное негативное влияние терроризма, переход от массовых турпродуктов к специализированным и более гибким, рост внутрирегиональных путешествий, падение спроса на дальние перелеты, увеличение возраста туристов, усиление процессов интеграции в туризме.
Состояние, проблемы и тенденции развития международного туризма в РФ. Роль туризма в развитии национальной экономики. Выездной туристский поток: динамика, страны притяжения туристов из РФ, тенденции. Въездной туристский поток: динамика, факторы, тормозящие рост въездного потока, страны – поставщики иностранных туристов, наиболее популярные места посещений. Состояние современной материально-технической базы туризма и туристской инфраструктуры. Туристская политика государства. Необходимость регулирования государством сферы туризма. Основные правовые акты, регулирующие сферу туризма.
Примерный перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен