Состав внеоборотных активов предприятия и особенности финансирования их.

Внеоборотные активы представляют собой имущественные ценности предприятия, которые многократно участвуют в процессе хозяйственной деятельности в качестве средств труда и переносят на выпускаемую продукцию использованную стоимость частями. Другими словами, внеоборотные активы - это та часть имущества предприятия, которая функционирует длительное время в неизменной натуральной форме.

Внеоборотные активы на практике включают в свой состав несколько видов имущества:

Основные средства – то есть средства труда, использующиеся в хозяйственной деятельности в течение длительного срока (более года), не изменяя своей материальной формы и внешнего вида. Они изнашиваются постепенно, и их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а частями по мере их эксплуатации, при помощи процедуры амортизации.

Характерной чертой основных средств является неизменность их материальной формы в процессе эксплуатации: так, швейная машинка через три года эксплуатации останется швейной машинкой, в отличие от ниток и ткани, которые за считанные часы из катушки и рулона превратятся в костюм, платье, брюки и т.д., при этом обратно в катушку и рулон их уже будет не восстановить.

Внеоборотные активы большинства предприятий большей частью состоят из основных средств. В состав основных средств включаются:

здания и сооружения;

передаточные устройства;

транспортные средства;

машины и оборудование;

некоторые виды инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря;

рабочий и продуктивный скот;

многолетние насаждения;

капитальные затраты по улучшению земель.

Необходимо отметить, что некоторые объекты, которые служат дольше года, имеют довольно низкую стоимость, и начислять по ним ежемесячную амортизацию в течение срока использования в размере нескольких рублей представляется нерациональным. В связи с этим действующее законодательство предусматривает для предприятий возможность самостоятельно установить лимит стоимости основных средств на уровне не более 20 000 рублей.

Если предприятие воспользовалась этим правом, все объекты, используемые больше года, но стоящие меньше установленного лимита – например, компьютер принтер, копировальный аппарат – не включаются в состав основных средств, а учитываются в составе оборотных активов как материальные запасы.

Нематериальные активы - долгосрочные вложения, которые не обладают материальной структурой, но используются в хозяйственной деятельности предприятия, и приносят доход. Это могут быть объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау или деловая репутация компании.

Объекты интеллектуальной собственности представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, компьютерные программы и пр.

Ноу-хау подразумевает такую информацию технического, организационного или коммерческого содержания, которая обладает фактической или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности другим лицам. К такого рода информации нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее конфиденциальности.

Что касается деловой репутации, она определяет уровень доверия контрагентов и имеет большое значение при совершении сделок, в частности кредитных.

В России к нематериальным активам относят также и организационные расходы по созданию предприятия (подготовка учредительных документов, регистрация предприятия и т.д.), при условии, что эти расходы оплачены одним из учредителей и оформлены как его вклад в уставный капитал предприятия.

Вложения во внеоборотные активы – это затраты на создание, приобретение и увеличение размеров внеоборотных активов, не предназначенных для продажи. К ним относятся: затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, объектов недвижимого имущества, нематериальных активов, затраты на проектно-изыскательские и буровые работы и пр. Эта категория внеоборотных активов представлена объектами незавершенного строительства, недомонтированным оборудованием и т.д.

По мере завершения работ по строительству или монтажу и юридическому оформлению объекта, он вводится в эксплуатацию, т.е. переводится из категории «вложения во внеоборотные активы» в основные средства или нематериальные активы.

Долгосрочные финансовые вложения - отвлечение средств на срок более одного года, целью которого, как правило, является получение прибыли в долгосрочном масштабе. Долгосрочные финансовые вложения могут быть представлены несколькими разновидностями:

инвестиции в ценные бумаги – покупка долгосрочных облигаций, депозитных сертификатов, финансовых векселей и т.д., в результате которой предприятие будет получать проценты, а по окончании срока, установленного для данной ценной бумаги, получит обратно вложенные средства;

вложения в уставные капиталы других организаций – путем покупки акций (ОАО, ЗАО) или приобретения долей (ООО) с целью осуществления контроля над данным предприятием, а также получениядоходов (дивидендов);

предоставление долгосрочных займов другим организациям.

Финансирование обновления операционных внеоборотных активов (ОВА) сводится к двум вариантам:

- весь объем обновления этих активов финансируется за счет собственного капитала (СК).

- основывается на смешанном финансировании за счет собственного и долгосрочного заемного капитала (ЗК).

Выбор соответствующего варианта осуществляется с учетом следующих факторов:

- достаточности собственных финансовых ресурсов для обеспечения экономического развития предприятия в предстоящий период.

- стоимости долгосрочного финансового кредита в сравнении с уровнем прибыли, генерируемой обновляемыми видами операционных внеоборотных активов.

- достигнутого соотношения использования собственного капитала и заемного капитала, определяющего уровень финансовой устойчивости предприятия.

- доступности долгосрочного финансового кредита для предприятия.

В процессе финансирования обновления отдельных видов ОВА одной из наиболее сложной задач финансового менеджмента является выбор альтернативного варианта – приобретение этих активов в собственность или их аренда (различны формы лизинга).

Оперативный лизинг – хозяйственная операция, предусматривающая передачу арендатору права пользования ОС, прин-ми арендодателю, на срок, не превышающий их полной амортизации, с обязательным их возвратом владельцу после окончания срока действия лизингового соглашения. Переданные в оперативный лизинг ОС остаются на балансе арендодателя.

Финансовый лизинг – хозяйственная операция, предусматривающая приобретение арендодателем по заказу арендатора ОС с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации, с обязательной последующей передачей права собственности на эти ОС арендатору. Переданные в финансовый лизинг ОС включаются в состав ОС арендатора.

Возвратный лизинг – хозяйственная операция, предусматривающая продажу ОС финансовому институту (банку, страховой компании) с одновременным обратным получением этих ОС предприятием в оперативный или финансовый лизинг. В результате предприятие получает финансовые средства, которые оно может использовать на другие цели.

Решая дилемму аренды или приобретения, следует учитывать преимущества и недостатки аренды.

Преимущества:

1. увеличение рыночной стоимости предприятия за счет получения дополнительной прибыли без приобретения ОС в собственность.

2. увеличение объема и диверсификация хозяйственной деятельности предприятия без существенного расширения объема финансирования его ВА.

3. существующая экономия финансовых ресурсов на первоначальном этапе использования арендуемых ОС.

4. снижение риска потери финансовой устойчивости, т.к. оперативный лизинг не ведет к росту финансовых обязательств.

5. снижение потребности в активах предприятия в расчете на единицу производимой продукции, т.к. арендуемые ОС находятся на балансе арендодателя.

6. снижение базы налогообложения прибыли предприятия. Арендная плата включается в состав себестоимости продукции, что снижает размер балансовой прибыли.

7. освобождение арендатора от продолжительного использования капитала в независимом строительстве при сам-ом формировании ОС.

8. снижение финансовых рисков, связанных с моральным старением и необходимостью ускоренного обновления ОС.

9.более простая процедура получения и оформления.

Недостатки:

1. удорожание себестоимости, т.к. размер арендной платы обычно намного выше амортизационных отчислений.

2. осуществление ускоренной амортизации может быть произведено лишь с согласия арендодателя, что ограничивает возможности предприятия в формировании собственных ресурсов за счет проведения необходимой амортизационной политики.

3. невозможность существенной модернизации используемого имущества без согласия арендодателя, что ограничивает скорость его обновления и улучшения в целях повышения рентабельности использования.

4. более высокая в отдельных случаях стоимость обслуживания лизинговых платежей в сравнении с обслуживанием долгосрочного банковского кредита.

5. недополучение дохода в форме ликвидации стоимости ОС при оперативном лизинге, если срок аренды совпадает со сроком полной их амортизации.

6.риск непродления аренды.

Критерием принятия управленческих решений о приобретении или аренде ОС являются также сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования обновления имущества. Эффективность денежных потоков сравнивается в настоящей стоимости по следующим вариантам решений:

1. Приобретение обновляемых активов в собственность за счет собственных финансовых ресурсов. Основу денежного потока составляют расходы по его покупке, т.е. рыночная цена актива. Эти расходы осуществляются при покупке актива и поэтому не требуют приведения к настоящей стоимости.

2. Приобретение обновляемых активов в собственность за счет долгосрочного банковского кредита. Основу денежного потока составляют процент за пользование кредитом и общая его сумма, подлежащая возврату при погашении.

3. Аренда активов, подлежащих обновлению. Основу денежного потока составляют авансовый лизинговый платеж и регулярные лизинговые платежи за использование актива.

Если после предусмотренного срока использования актива, взятого в аренду на условиях финансового лизинга или приобретенного в собственность, он имеет ликвидную стоимость, прогнозируемая ее сумма вычитается из денежного потока.

Наши рекомендации