Сущность, основные черты и развитие менеджмента. Школы управления
Законы и принципы менеджмента.
Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: Закон специализации управления. Для управления современным производством необходимы специальные знания и навыки. Менеджеры в крупных организациях специализируются на конкретных направлениях управленческой деятельности. Закон интеграции управления. Интеграция это объединение подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют: росту эффективности производства;высоким темпам нововведений;мобильности технологической переориентации;внедрению изобретений;высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. Закон экономии времени. Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. А также существуют следующие законы: синергии, дополнения, пропорциональности производства и управления, самосохранения. И экономические законы: Законы зависимости: между спросом и ценой; между предложением и ценой; между предложением и спросом,Закон убывающей доходности, Закон эффекта масштаба, Закон конкуренции. Принципы менеджмента.Под принципами менеджмента понимаются руководящие правила и нормы поведения. Выделяют : основополагающие,общие,специальные,частные,личные,организационно-распорядительные. Основополагающие принципы включ в себя(соблюдение законов, ответственность, научность, моральное и качественное стимулирование,преемственность).Общие(принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Наиболее приемлемым считается вариант, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности.Единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо – президент фирмы, директор, управляющий. Коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений.Специальные принципы(Это принципы: - подбора и расстановки управленческого персонала, кадровой работы. - проектирования организационных структур управления;- определения стратегии предприятия;- выбора методов управления; - разработки управленческих решений и др.Организационно-распорядительные принципы. Представляют собой важнейшие требования, которые обеспечивают эффективность административно-исполнительской деятельности. Основные принцип менеджмента, изложенные в книге Фредерика Тейлора, 14 принципов А. Файоля и 12 Принципы производительности труда Г. Эмерсона мы рассмотрели на предыдущей лекции. Частные принципы менеджмента.
Сущность, основные черты и развитие менеджмента. Школы управления
Мен-т - это профессионально осущ-е упр-е хоз-й деят-ю пред-ия, обеспечивающее эффективное функционирование организации и получение прибыли на основе эффективного использования факторов производства, и в первую очередь, труда, интеллекта, мотивов поведения других людей.
Осн. Черты. Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Менеджмент рассматривает предприятие как социальную подсистему рыночной экономики, а не как технологическое звено общественного производства. В связи с этим менеджмент главным образом направлен на: – выявление и изучение микросоциальной структуры предприятия. – формирование малых групп – учет факта существования и роли «неформальных групп». Необходимость проведения анализа и многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений. Менеджмент рассматривается как организация управления предприятием. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей, при которой их способности раскрываются наилучшим образом. Менеджмент рассматривается также как процесс принятия и выполнения управленческих решений. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
Развитие менеджмента
Современный менеджмент начинает свой отсчет с 1881 г., когда американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
Первая радикальная идея о необходимости формирования данной области научных исследований принадлежит американцу Генри Тауну, который изложил ее в 1886 г. в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков.
Первым системным изложением идей менеджмента считают книгу американца Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», написанную в 1911 г., где предложены основные принципы менеджмента, которые остаются фундаментальными до сих пор.
В начале ХХ в. в США и странах Западной Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение четыре основные концепции менеджмента:
1) научное управление (Ф.У.Тейлор); 2) административное управление (А.Файоль);
3) управление с позиции человеческих отношений (М.Паркер Фоллетт, Э.Мэйо);
4) управление с позиции поведенческих наук (К.Ареджирис, Д.МакГрегор и др.).
Были выдвинуты также три подхода к управлению:
подход к управлению как процессу; системный подход и ситуационный подход.
Эмпирическая школа. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента – получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.
Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации.
Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою индивидуальность в условиях полной свободы.
Новая школа характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.
Анри Файоль является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления.
Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетно-бухгалтерскую функцию. В административной функции Файоль выделил пять ее элементов: предвидение; планирование; организация; координация и контроль.
Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Он установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих. Представители школы человеческих отношений большое внимание уделяли вопросам совершенствования труда в системе управления.
Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности деятельности предприятия (организации) путем рационального использования человеческого фактора (человеческих ресурсов). Утверждалось, что правильное применение науки о поведении людей всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности, как отдельного работника, так и организации в целом.
Иерархия потребностей Маслоу: физиологические, потребн в безоп, соц потребн, потребн в признании и уважении, потребн в самовыживании.
Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации. Вводится понятие иерархии потребностей человека.